Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении»

Педагогика » Система работы воспитателя детского сада по подготовке ребёнка к школе » Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении»

Страница 2

Принципы работы по программе «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении» При выборе содержания ситуации приоритет отдается той, что в наибольшей степени отвечает проблемам детей данной группы, интересу и готовности к ней воспитателя, понимание её значимости родителями. Длительность ситуации определяется интересом к ней детей, но она продолжается не более двух месяцев, так как в противном случае становится скучна для воспитателей и родителей.

Структура ситуации обязательно включает:

– диагностику знаний и поведения детей в начале ситуации;

– насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);

– активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизация, изодеятельность и т.д.);

– создание проблемных педагогических ситуаций не реже 2 раз в месяц;

– ежедневные рефлексии по теме ситуаций;

– создание коллективных проектов и использование темы ситуации в работе всех специалистов ДОУ;

– обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказывание детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов и спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в написании сценариев праздников и в самом празднике);

– проведение праздника в конце ситуации с показом того, чему научились дети;

– итоговая диагностика в различных формах («волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, создание ППС, опрос родителей и т.д.).

Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду, а дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней проделали дети и родители.

Общение детей и взрослых строится на принципах гуманистической педагогики:

– определение и принятие чувств ребёнка;

– предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения;

– разработка самими детьми правил жизни в группе и детском саду;

– разработка родителями правил для себя;

– дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики.

Воспитатель фиксирует состояние и знания детей в начале и конце ситуации, планирует дальнейшую ситуацию по теме. По окончании ситуации воспитатель сдаёт отчет методисту с приложением лучших образцов поделок, рисунков, фотографий, кассет с записью ситуаций. Методист обобщает весь опыт работы по ситуациям в течение года по специальной методике. Учитывается работа детей, родителей, воспитателей и специалистов. Совместно с научным руководителем программы, заведующим и представителями инициативной группы (воспитателями и родителями) планирует дальнейшее развитие содержания ситуаций или разработку новых. Хранит по определенным разделам видеоматериал, фотографии, письменные отчёты, предметы материальной деятельности.

Наиболее важным в структуре ситуации является проблемная педагогическая ситуация (ППС), которая может проводиться в начале середине или конце работы по проблеме. Время проведения определяется целью конкретной ППС. Она может использоваться как введение в тему, например, прилёт инопланетянина в ситуации «Космос» Он заблудился, не может отыскать свою планету, его корабль сломался, срочно требуется ремонт. Этот персонаж может появиться и на итоговом празднике как ведущий всей программы – здесь он проверяет знания, нравственные позиции детей, их умения.

Целью проведения каждой ППС является самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, где необходимо принять собственное решение без участия взрослого. Несомненно такая ситуация служит продуктивным методом диагностики детей в группе. Если учесть, что она проводится в начала и конце месяца, а также спустя 3-4 месяца или даже год, то можно представить, сколько пищи для размышления она даёт педагогу и родителям. Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии её проведения.

Технология проведения проблемной педагогической ситуации.

– Ситуация может проводиться в любые дни месяца в зависимости от педагогических целей.

– Целесообразная периодичность – 2 раза месяц, затем 1 раз в полгода и контрольная ситуация через год. Время проведения 20-30 минут, в младших группах – не более 15 минут.

– Ситуация должна быть эмоционально напряженной, но посильной для определенной возрастной группы. У детей до 4 лет в ППС главный герой не реальный персонаж, а кукла.

– Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей. Затем анализирует степень совпадения.

– Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами.

– Человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста, должен понимать эмоциональное состояние детей, выстраивать ситуацию на позитивном моменте.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Метод экстремума потенциальной энергии
Применяя этот метод можно решать задачи статики, гидростатики, динамики вращательного движения, молекулярной физики и электростатики. Для решения задач на нахождение условия равновесия системы неободимо найти выражение для потенциальной энергии, продифференцировать его и, приравняв к нулю, решить о ...

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее – федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Ро ...

Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности
В проблемном обучении процесс учения в определенной мере сближается с исследовательским процессом: самостоятельности мышления учащихся достигает в работе над решением задач все более высокого уровня. Именно благодаря развитию самостоятельности действия путем выполнения разного рода самостоятельных ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru