Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении»

Педагогика » Система работы воспитателя детского сада по подготовке ребёнка к школе » Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении»

Страница 2

Принципы работы по программе «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении» При выборе содержания ситуации приоритет отдается той, что в наибольшей степени отвечает проблемам детей данной группы, интересу и готовности к ней воспитателя, понимание её значимости родителями. Длительность ситуации определяется интересом к ней детей, но она продолжается не более двух месяцев, так как в противном случае становится скучна для воспитателей и родителей.

Структура ситуации обязательно включает:

– диагностику знаний и поведения детей в начале ситуации;

– насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);

– активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизация, изодеятельность и т.д.);

– создание проблемных педагогических ситуаций не реже 2 раз в месяц;

– ежедневные рефлексии по теме ситуаций;

– создание коллективных проектов и использование темы ситуации в работе всех специалистов ДОУ;

– обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказывание детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов и спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в написании сценариев праздников и в самом празднике);

– проведение праздника в конце ситуации с показом того, чему научились дети;

– итоговая диагностика в различных формах («волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, создание ППС, опрос родителей и т.д.).

Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду, а дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней проделали дети и родители.

Общение детей и взрослых строится на принципах гуманистической педагогики:

– определение и принятие чувств ребёнка;

– предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения;

– разработка самими детьми правил жизни в группе и детском саду;

– разработка родителями правил для себя;

– дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики.

Воспитатель фиксирует состояние и знания детей в начале и конце ситуации, планирует дальнейшую ситуацию по теме. По окончании ситуации воспитатель сдаёт отчет методисту с приложением лучших образцов поделок, рисунков, фотографий, кассет с записью ситуаций. Методист обобщает весь опыт работы по ситуациям в течение года по специальной методике. Учитывается работа детей, родителей, воспитателей и специалистов. Совместно с научным руководителем программы, заведующим и представителями инициативной группы (воспитателями и родителями) планирует дальнейшее развитие содержания ситуаций или разработку новых. Хранит по определенным разделам видеоматериал, фотографии, письменные отчёты, предметы материальной деятельности.

Наиболее важным в структуре ситуации является проблемная педагогическая ситуация (ППС), которая может проводиться в начале середине или конце работы по проблеме. Время проведения определяется целью конкретной ППС. Она может использоваться как введение в тему, например, прилёт инопланетянина в ситуации «Космос» Он заблудился, не может отыскать свою планету, его корабль сломался, срочно требуется ремонт. Этот персонаж может появиться и на итоговом празднике как ведущий всей программы – здесь он проверяет знания, нравственные позиции детей, их умения.

Целью проведения каждой ППС является самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, где необходимо принять собственное решение без участия взрослого. Несомненно такая ситуация служит продуктивным методом диагностики детей в группе. Если учесть, что она проводится в начала и конце месяца, а также спустя 3-4 месяца или даже год, то можно представить, сколько пищи для размышления она даёт педагогу и родителям. Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии её проведения.

Технология проведения проблемной педагогической ситуации.

– Ситуация может проводиться в любые дни месяца в зависимости от педагогических целей.

– Целесообразная периодичность – 2 раза месяц, затем 1 раз в полгода и контрольная ситуация через год. Время проведения 20-30 минут, в младших группах – не более 15 минут.

– Ситуация должна быть эмоционально напряженной, но посильной для определенной возрастной группы. У детей до 4 лет в ППС главный герой не реальный персонаж, а кукла.

– Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей. Затем анализирует степень совпадения.

– Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами.

– Человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста, должен понимать эмоциональное состояние детей, выстраивать ситуацию на позитивном моменте.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Труд в природе детей старшего дошкольного возраста – как метод сенсорного воспитания
Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответст ...

Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов
Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся. Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и ...

Работа с образцом экзаменационного задания
В образце экзаменационного задания (ОЭЗ) представлены точные формулировки вопросов по учебным ситуациям. В период подготовки при работе над учебными ситуациями из Банка Вы будете использовать типичные вопросы: Что здесь происходит? Как я мог бы решить проблему(ы)? Каждую учебную ситуацию можно буде ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru