Опыт изучения ценностных ориентаций школьников на примере учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1

Педагогика » Проблемы нравственного воспитания в современной школе » Опыт изучения ценностных ориентаций школьников на примере учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1

Тема нашего исследования: ценностные ориентации учащихся.

Цель исследования: изучить ценностно-мотивационную сферу учащихся.

Для выявления ценностных ориентаций учащихся нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Данная методика представляет собой тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Полученные с помощью анкетирования индивидуальные показатели суммировались, чтобы определить, какие ценности являются наиболее важными (см. Приложение 3). Исследовались терминальные и инструментальные ценности.

Исследование проводилось на добровольной основе. В нем приняли участие 15 человек (возраст – 11-12 лет)

Среди терминальных ценностей (убеждений в том, что конечная цель существования стоит того, чтобы к ней стремиться) лидируют здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и счастливая семейная жизнь, что говорить о следующем: дети серьезно относятся к здоровью, понимают важность его сохранения на протяжении всей жизни; такая ценность как любовь вполне соответствует подростковому возрасту; ценность «счастливая семейная жизнь» - третья по популярности, что говорит о желании иметь собственную семью в будущем. Наименее значимая для учащихся 6 а терминальная ценность – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), это свидетельствует о том, что ценности детей еще очень эгоистичны, дети еще не доросли до понимания того, что счастье других – тоже очень важно.

Выбор инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) более индивидуален. Наиболее ценными учащиеся посчитали воспитанность (хорошие манеры), чуткость (заботливость) и жизнерадостность (чувство юмора). Это говорит об еще детском сознании, где главенствуют те ценности, которые родители внушают детям, проявляют к ним сами. Наименее ценными показались учащимся высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), что говорит о стремлении подростков быть «как все».

Информация по теме:

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне ...

Использование педагогической оценки в воспитании
Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работ ...

Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема
Обращение к проблемам развития личности и её профессионального становления, выделение их в число важнейших направлений современной педагогической теории является результатом осознания возрастающей динамики процессов профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в обществе. Ра ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru