Тема нашего исследования: ценностные ориентации учащихся.
Цель исследования: изучить ценностно-мотивационную сферу учащихся.
Для выявления ценностных ориентаций учащихся нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Данная методика представляет собой тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Полученные с помощью анкетирования индивидуальные показатели суммировались, чтобы определить, какие ценности являются наиболее важными (см. Приложение 3). Исследовались терминальные и инструментальные ценности.
Исследование проводилось на добровольной основе. В нем приняли участие 15 человек (возраст – 11-12 лет)
Среди терминальных ценностей (убеждений в том, что конечная цель существования стоит того, чтобы к ней стремиться) лидируют здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и счастливая семейная жизнь, что говорить о следующем: дети серьезно относятся к здоровью, понимают важность его сохранения на протяжении всей жизни; такая ценность как любовь вполне соответствует подростковому возрасту; ценность «счастливая семейная жизнь» - третья по популярности, что говорит о желании иметь собственную семью в будущем. Наименее значимая для учащихся 6 а терминальная ценность – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), это свидетельствует о том, что ценности детей еще очень эгоистичны, дети еще не доросли до понимания того, что счастье других – тоже очень важно.
Выбор инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) более индивидуален. Наиболее ценными учащиеся посчитали воспитанность (хорошие манеры), чуткость (заботливость) и жизнерадостность (чувство юмора). Это говорит об еще детском сознании, где главенствуют те ценности, которые родители внушают детям, проявляют к ним сами. Наименее ценными показались учащимся высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), что говорит о стремлении подростков быть «как все».
Информация по теме:
Возрастные особенности младших школьников
В возрасте от 6 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. Вес в этом возрасте ...
Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников мы взяли за основу среднюю школу №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области. Школа №4 была открыта в 1972 году и имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Директор школы Л.А. Полякова имеет учёную ст ...
Библиографический розыск, сбор и систематизация документальной информации
Прежде всего, при рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что без освоения обширной литературы и собственно документальных материалов, имеющих отношение к исследуемой проблеме, в настоящее время не мыслится сколько – нибудь серьёзное теоретическое исследование. Объём научной информации (в ...