Опыт изучения ценностных ориентаций школьников на примере учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1

Педагогика » Проблемы нравственного воспитания в современной школе » Опыт изучения ценностных ориентаций школьников на примере учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1

Тема нашего исследования: ценностные ориентации учащихся.

Цель исследования: изучить ценностно-мотивационную сферу учащихся.

Для выявления ценностных ориентаций учащихся нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Данная методика представляет собой тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Полученные с помощью анкетирования индивидуальные показатели суммировались, чтобы определить, какие ценности являются наиболее важными (см. Приложение 3). Исследовались терминальные и инструментальные ценности.

Исследование проводилось на добровольной основе. В нем приняли участие 15 человек (возраст – 11-12 лет)

Среди терминальных ценностей (убеждений в том, что конечная цель существования стоит того, чтобы к ней стремиться) лидируют здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и счастливая семейная жизнь, что говорить о следующем: дети серьезно относятся к здоровью, понимают важность его сохранения на протяжении всей жизни; такая ценность как любовь вполне соответствует подростковому возрасту; ценность «счастливая семейная жизнь» - третья по популярности, что говорит о желании иметь собственную семью в будущем. Наименее значимая для учащихся 6 а терминальная ценность – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), это свидетельствует о том, что ценности детей еще очень эгоистичны, дети еще не доросли до понимания того, что счастье других – тоже очень важно.

Выбор инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) более индивидуален. Наиболее ценными учащиеся посчитали воспитанность (хорошие манеры), чуткость (заботливость) и жизнерадостность (чувство юмора). Это говорит об еще детском сознании, где главенствуют те ценности, которые родители внушают детям, проявляют к ним сами. Наименее ценными показались учащимся высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), что говорит о стремлении подростков быть «как все».

Информация по теме:

Воспитательная ценность дежурств
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...

Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении»
В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в д ...

Экология семьи
Так уж устроен мир, что наши симпатии и антипатии определяются биологической совместимостью. Объяснить это достаточно просто: каждый организм построен на пятиэлементной схеме взаимодействия органов и систем и сам по себе не сбалансирован – завсегда есть какая-то перегрузка. Так вот, если два органи ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru