Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных школ

Педагогика » Реализация курса "Основы религиозных культур и светской этики" в средних государственных образовательных учреждениях » Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных школ

Страница 5

В пособии присутствие темы, связанные с религиями Китая, Японии и Индии, которые обычно изучаются в университетских блоках философии, так как верования этих стран не являются чисто религиозными. Все это дает нам возможность оценить этот курс не как школьный предмет, а как пособие для дополнительного образования, повышения квалификации.

Как нам кажется, программы предметов, связанные с изучением мировых религий, представляются наиболее подходящими для изучения в школе. Получение знаний, связанных с религиозным многообразием, лучше дополняет знания по истории и обществознанию, так как влияние религии на общественные процессы всегда было значимым. Обладая комплексным представлением о различных верованиях, учащиеся смогут сформировать свое отношение к ним, лучше понять нравственные принципы других народов и этносов.

Особого резонанса учебник А.Е. Кулакова не вызвал – только несколько критических отзывов, носящих антирелигиозный характер. В своей статье, Авесхан Македонский, рассматривает все попытки введения в школьную программу религиозного компонента как возвращение в Средние века, отказ от научного мировоззрения. В этом ключе он критикует и пособие А.Е. Кулакова «Религии мира» - книга, дающая ученикам ненужные знания.

В рассмотренных нами курсах мы можем выделить общую для всех цель – ознакомление учащихся с нравственными нормами (одной конкретной культуры, или нескольких), привитие ученику коммуникативных навыков, умения уважительно относится к окружающим, ценит культурное наследие других народов. Элементы морали присутствуют во всех мировых религиозных традициях. В философии сформировалась отдельная отрасль – этика. Ее целью является «культивирование» в человеке качеств, необходимых для существования в обществе.

Коллективом авторов (В.И. Петрова, И.С. Хомякова, И.М. Трофимова) в 2007 году был создан учебный курс по нерелигиозной этике – «Азбука нравственного взросления». В содержании этого предмета отсутствуют ссылки на нравственные обычаи конкретных верований, и народов, их исповедующих. Акцент сделан на общечеловеческих ценностях, которые максимально абстрагированы от религиозной традиции. Программа данного предмета рассчитана на учеников младшей школы (1 – 4 класс) государственных муниципальных учреждений общего образования. Учебное пособие является не столько учебником для детей, сколько справочником для учителей, который поясняет общие принципы нравственного воспитания школьников младшего возраста. Данный курс может преподаваться как самостоятельный предмет, так и быть интегрированным в другие («Окружающий мир», «Чтение», «Родная речь»).

Программа разделена на три основные части – в первой даются общие методические рекомендации, описываются цели и задачи курса. Вторая часть представляет собой поурочный план работы с учениками. Третья часть – приложение, содержащее большое количество тестов, для оценки психологического и нравственного состояния детей, а так же тексты для дополнительного чтения и заданий - для отработки полученных навыков.

Целью курса является – дать детям нравственные ориентиры для формирования основ мировоззрения и самовоспитания. По завершению курса, ученики должны осознать моральные нормы и правила, лежащие в основе межличностного общения; научится понимать мотивы, как собственного поведения, так и окружающих; понять приоритет нравственных ценностей над материальными.

На каждом году обучения предмету посвящается 34 часа – 1 урок в неделю. Количество уроков можно увеличивать за счет школьного компонента. По мнению авторов, такая необходимость может появиться, если некоторые темы вызовут затруднение у учеников, или потребуется углубить знания по предмету в целом.

Программа обучения каждого года разделена на 5 блоков:

1) «Школьный этикет»; 2) «Правила общения»; 3) «О трудолюбии»; 4) «Культура внешнего вида»; 5) «Внешкольный этикет».

Аналогично курсу Т.И. Ерохиной, структура данного курса так же носит концентрический характер, состоит из общих, для каждого года обучения, частей. Уроки усложняются и углубляются от года к году. На каждом последующем этапе обучения акцент смещается на разные темы - в 1 классе особенно тщательно изучаются принципы поведения и общения в социуме, так как ребенок попадает в новую для него ситуацию, его круг общения меняется и разрастается. Во 2 классе упор делается на нравственную оценку полученных навыков. Дети уже должны научиться вести себя соответственно ситуации, но не все еще понимают, почему следует поступать тем, а не иным образом. В 3 классе делается акцент на ответственность за свои поступки, а в 4 классе рассматриваются качества нравственной личности в совокупности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Выявление уровня эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
Выявленная модель формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся младших классов к музыке послужила основой для разработки программы экспериментальной работы, рассчитанной на 6 недель, определения методов и условий её организации. Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №60 ...

Анализ целей и задач в физическом воспитании дошкольников
Цель физического воспитания вытекает из основной цели воспитания, 'отражая при этом специфические особенности физкультурной деятельности. На современном этапе, в отличие от эпохи строительства коммунизма, нет единого подхода к определению цели физического воспитания дошкольников. Каждый исследовате ...

Предпрофильная подготовка учащихся средней школы
Как уже было сказано, в старшей школе каждый учащийся может выбрать один из 5-6 профилей: гуманитарный, естественнонаучный, математики и информатики, экономики и права, технический, эколого-аграрный. У многих школьников выбор является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и воз ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru