Динамика речевого развития в дошкольном возрасте

Страница 1

Когда речь ребёнка освобождается от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие, это является началом нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики, начинающегося примерно с двух с половиной лет и завершающегося к шести годам.

В этот период речевого развития ребенка в процессе речевой практики Е.И. Петанова выделяет три этапа развития его речи:

Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим обобщением языковых факторов: в возрасте от 2,5 до 4,5 лет ребенок не задумывается о морфологии и синтаксисе языка. Успехи в овладении языком связаны с практическим обобщением языковых факторов.

Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку представляют собой «построение по образцу», то есть, основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным «источником» новых слов являются взрослые. В своей речи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых. Но речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет и творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые, строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафлёночек».

Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием у него логического мышления: эта стадия развития речи ребенка начинается в возрасте 4-5 лет и характеризуется тем, что развитие его речи теперь тесно связано с формированием у него рассуждающего логического мышления.

Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные, целевые, следственные и прочие связи в предложениях, из которых состоит речь ребенка.

С семантической стороны речь ребенка в этот период ее развития остается относительно бедной. Значения слов недостаточно точны - слишком сужены или чрезмерно широки.

Третий этап развития речи ребенка связанный с началом изучения языка: трудности предыдущего периода освоения речи ребенком преодолеваются лишь в ходе следующего, третьего этапа - развития речи в связи с изучением языка. Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе.

М.П. Елагина выделяет три этапа овладения детьми активным словом, которое происходит в раннем возрасте и является начатом развития речи детей дошкольного возраста:

1. Всё внимание ребёнка и его активность направлены на предмет: «Дай-дай!» Ребёнок желает овладеть игрушкой. Сам взрослый, его слова не интересны для ребёнка. При удовлетворении потребности ребёнка он слов произносить не будет. Само предметное действие речи не стимулирует. Ребёнок может заниматься с игрушкой, не зная, как она называется.

2. Малыш переключается на взрослого и прислушивается к слову. Он смотрит на взрослого и указывает пальчиком на предмет, сопровождает лепетом. Назвать правильно не удается. Цель сказать что-то ставит перед ребенком взрослый. Потребность в общении с взрослым заставляет малыша принять эту цель и сказать нужное слово.

3. Малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к слову, которое он произносит. Пытается произнести слова. При удаче повторяет слова вновь и вновь. Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна быть потребность в общении с взрослыми и в каком-либо предмете.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Условия и методы организации дежурств
Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатель одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким образом, в его деятельности можно выделить две основные стороны: руководство процесс ...

Труд как фактор народного воспитания
Взять в основу современного воспитания учащихся опыт традиционного трудового воспитания казахов – цель и задача народной педагогики. В процессе организации разнообразных взаимоотношений и действий учащихся в социальной среде воспитание в них народного опыта и хороших черт характера издавна является ...

Характеристика активных методов и форм обучения
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru