Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Она помогает малышу проникнуть в суть доступных ему явлений, удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. И одним из средств формирования речи у детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В ней раскрываются творческие способности личности, развивается мышление ребенка, что способствует активному формированию речи детей.
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности, общения. Изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы общения. Переход от ситуативно-деловой формы, характерной для преддошкольника, к внеситуативно-познавательной, а затем к внеситуативно-личностной предъявляет определенные требования к речи детей и стимулирует их к овладению такими ее сторонами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребенком коммуникативных задач. Речь дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников является превращение ее в орудие мышления. Поэтому проблема речевого развития детей является актуальной.
Объектом исследования является процесс речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Предметом изучения выступает сюжетно-ролевая игра дошкольника как средство речевого развития.
Целью исследования является выявление возможностей сюжетно-ролевой игры в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе.
Выделить основные этапы и показатели речевого развития детей среднего дошкольника.
Рассмотреть сюжетно-ролевую игру как средство речевого развития.
Выявить возможность сюжетно-ролевой игры в становлении и совершенствовании речи среднего дошкольника.
Гипотеза: Исходя из понимания того, что сюжетно-ролевая игра является основным видом деятельности дошкольника, мы предположили, что при планомерном, целенаправленном, систематическом использовании она будет выступать эффективным средством речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научной методической литературы по проблеме исследования; целенаправленные наблюдения; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Информация по теме:
Пример организации социально-культурной работы в детском летнем лагере
Цель: Создать благоприятные условия для физического и духовного здоровья, для дополнительного образования, социализации и формирования лидерских качеств подростков, в увлекательной форме, пропитанной духом романтики, наполненной разнообразными видами деятельности, путешествиями и приключениями. Сод ...
Основные понятия и направления в проведении занятий в условиях ФГТ
Федеральные государственные требования – это совокупность требований и правил, позволяющих спланировать развитие дошкольного образования в контексте современных государственных требований. ФГТ полностью меняет систему воспитательной работы в детских дошкольных образовательных учреждениях, что позво ...
Понятие культуры
поведения детей
Прежде чем говорить об использовании оценки педагогом в воспитании поведения, необходимо раскрыть само понятие. Итак, культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм ...