В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание. Так, он моделирует в игре то, что происходило с самим ребенком («Как мы с мамой и папой ходили в Макдоналдс», «Как меня подстригли в парикмахерской» и др.) или в мультфильме или сказке.
Готовый сюжет может задаваться разными способами: беседой с детьми, составлением индивидуального или коллективного рассказа, получением письма из другого детского сада (в нем описана игра, в которую любят играть дети, и ставится вопрос: «Как можно поиграть в эту игру по-другому?»).
Играя с ребенком, педагог «расшатывает» привычный ход игрового сюжета. Например, принимает на себя роль «сладкоежки» или «иностранца», который посетил Макдоналдс. Становясь носителем неожиданной для ребенка игровой роли, педагог побуждает его к ролевой импровизации, демонстрируя новые варианты развития игрового сюжета. Педагог может вносить непривычные элементы в знакомые детям роли (например, официант-неумейка, который все время что-то роняет и все путает) побуждая их изменять свое ролевое поведение соответствующим образом. За счет использования непривычных элементов игра становится более эмоциональной, веселой.
Детей средней группы педагог включает в создание предметно-игровой среды, организуя эту деятельность по типу «игра-труд» (например, изготовление шапочек для работников Макдоналдса, цветного панно для витрины и др.).
Выступая в позиции партнера-помощника, он побуждает детей фантазировать в речевом плане, а затем включать придуманные элементы сюжета в игру («Давай я буду пиратом, а ты капитаном корабля. Я буду нападать на твой корабль . А ты .»).
Организация игры в средней группе позволяет отказаться от жесткого зонирования группы на тематические уголки.
В группе необходимо выделить игровые зоны, в которых дети могут разворачивать любые сюжетно-ролевые игры, объединяясь в небольшие группки и создавая обстановку соответствующую замыслу.
Так, если в младшем дошкольном возрасте предметно-игровая среда «ведет» за собой игровые замыслы, то в среднем дошкольном возрасте игровые замыслы детей постепенно начинают определять особенности структурирования игровой зоны. Важно, чтобы они были относительно закрытыми (ширмы, ткань, которая накидывается на стульчики, и др.), что помогает ребенку целиком погрузиться в игровой мир.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), который может использоваться по-разному, так как он сам по себе развивает воображение, способность действовать с предметами-заместителями.
Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: он просит ребенка пояснить смысл тех или иных действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?»).
Информация по теме:
Диагностика творческих способностей у дошкольников
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия: создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада; гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка ...
Методы и приемы развития памяти младших школьников
Рассмотрим проблему развития памяти, то есть те типичные изменения, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, мнемическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, неп ...
Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников мы взяли за основу среднюю школу №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области. Школа №4 была открыта в 1972 году и имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Директор школы Л.А. Полякова имеет учёную ст ...