Следует выделить три группы качеств, которые необходимы учителю - специалисту по интенсивному обучению иностранным языкам для успешного обучения им учащихся средней школы.
· Психофизиологические характеристики: эмоциональность, внимательность, хорошая память, четкая дикция, уравновешенность.
· Личностные качества: интеллект, ораторские способности, аккуратность, тактичность, доброта, доброжелательность, искренность, любовь к предмету, любовь к ученикам, чувство ответственности, чувство юмора, сила воли, твердость характера.
· Профессиональные качества: высокая личная культура, всесторонняя образованность, глубокое знание предмета, свободное и образцовое владение языком и страноведческим материалом, высокая методическая квалификация, знание и понимание психологии общения, умение использовать учебно-лабораторное оборудование, ТСО и вычислительную технику в учебном процессе, умение анализировать передовой педагогический опыт, применять рациональные приемы отбора и использования информации.
Преподаватель не просто излагает факты своего предмета, он, как правило, больше видит, больше знает, больше думает, больше понимает, чем обыкновенный человек. Он - всесторонне развитая личность, непоколебимый авторитет для своих учеников.
Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее. К психофизиологическим компонентам структуры личности педагога, помимо тех, что отмечены выше, относятся свойства темперамента: сензитивностъ, реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия и интроверсия и т.д. Все эти свойства определяют стиль деятельности, в частности, индивидуальный стиль деятельности педагога. Помимо этого, индивидуальные особенности связаны со способностями педагога.
В данном пособии нам хотелось бы подробнее остановиться на педагогических способностях. Так, общий состав педагогических способностей, представленный В.А. Крутецким включает в себя:
Далее, ссылаясь на работу Е.А. Климова, И.А. Зимняя отмечает, что существуют 5 схем профессиональной деятельности: «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Знак», «Человек-Образ», «Человек-Человек» дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал;
1. академические способности - способности к соответствующей области наук;
2. перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ребенка;
3. речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли;
4. организаторские способности
5. авторитарные способности — способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся;
6. коммуникативные способности - способности к общению с детьми;
7. педагогическое воображение (или прогностические способности) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий;
8. способность к распределению внимания. Эта способность имеет особое значение для работы учителя.(Крутецкий:1996)
Как видно из приведенной выше номенклатуры педагогических способностей, она включает и многие личностные качества. Как пишет И.А. Зимняя в своей книге «Педагогическая психология», «при рассмотрении личностных качеств педагога как объекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества и качества собственно личности.
Ссылаясь на работы А.К. Марковой и М. Митиной, И.А. Зимняя отмечает, что к важным профессиональным качествам относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическая интуиция, мышление и т.д. Что касается собственно личностных свойств, то среди них выделяют: вежливость, вдумчивость, впечатлительность, добросовестность и т.д.
Информация по теме:
Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов;
организация исследования
В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет. Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы ...
Анализ результатов исследования пространственных и временных представлений
у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...
Теоретическое мышление в ракурсе ППФ. Интериоризация
Преподаватели психолого-педагогического факультета (ППФ) красноярского государственного университета обучающие студентов являются носителями теории развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Теория, которая имеет практическое применение в школе, практически реализуется в школе и ВУЗе, занятия выст ...