Основные качества, способности, умения будущего педагога

Педагогика » Формирование организационно-управленческой компетентности студента практиканта » Основные качества, способности, умения будущего педагога

Страница 2

Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессионально-педагогическое самосознание, в структуру которого входит: осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда, соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентификация, сравнение себя с другими профессионально референтными людьми, самооценка.

Рассмотренные качества субъекта педагогической деятельности, будучи интерпретированы в структуре личности, позволяют соотнести индивидуальные, врожденные и собственно личностные, приобретенные в течение жизни качества с особенностями педагогической деятельности. «Педагогическая профессия относится к профессиям типа "Человек-Человек". Согласно Е.Л.Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении . способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д.

Так, по Е.А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей", 2) умение слушать и выслушивать, 3) широкий кругозор, 4) речевая (коммуникативная) культура, 5) "душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту", 6) "проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше", 7) способность сопереживания, 8) наблюдательность, 9) "глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом ", 10) решение нестандартных ситуаций, 11) высокая степень саморегуляции.(Климова:2002)

Существенным для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек-Человек», является перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. "Противопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи; невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса "просто так". Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек-Человек». Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными.»

Итак, пригодность к педагогической деятельности подразумевает отсутствие противопоказаний к деятельности типа «Человек-Человек», а также предполагает норму интеллектуального развития человека, эмпатийность, положительный эмоциональный тон, а также нормальный уровень развития коммуникативно-познавательной активности. Помимо этого, личностная готовность к педагогической деятельности подразумевает отрефлексированную направленность на профессию типа «Человек-Человек», широкую и системную профессионально-предметную компетентность, а также коммуникативную и дидактическую потребности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции нарушений поведения младших школьников
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...

Моделирование в раннем и дошкольном детстве
Моделирование - приблизительное воспроизведение каких либо объектов которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаются исследованию и изготовлению в натуре. Моделирование, проводимое в процессе обучения и воспитания детей, служит разви­тию их способностей, углублению знаний по о ...

Влияние физических упражнений на развитие организма детей с нарушениями интеллектуального развития
Рассматривать влияние физических упражнений на умственное развитие ребёнка можно только в ракурсе гармоничного развития детского организма. Попытка найти упражнение или комплекс упражнений, стимулирующих деятельность только головного мозга, обречена на неудачу. Это подтверждено многочисленными науч ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru