Выбор методов обучения – важное условие проведения урока

Педагогика » Педагогические условия реализации современных требований к уроку » Выбор методов обучения – важное условие проведения урока

Страница 1

Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это самый подвижный, самый динамичный, компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами.

И. П. Подласый дает такое определение методам обучения: «…Методы обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения». И. П. Подласый (1, с. 470)

Методы обучения обеспечивают усвоение содержания учебного материала.

Основной характеристикой методов обучения является глубокая связь деятельности педагога с познавательной деятельностью учеников. В ходе анализа урока на эту связь необходимо обращать самое пристальное внимание.

Большинство авторов, давая определение методам обучения, указывают на генетическую связь методов обучения с их целями.

Если метод обучения не соответствует триединой цели урока, то с помощью такого «метода» учитель и учащееся никогда не достигнут желаемого результата. Достижение цели выступает как критерий эффективности метода, правильность и четкость его реализации.

М. М. Левина, трактуя метод как способ достижения цели, как определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. совокупность приемов и средств, которыми характеризуется то или иная деятельность, направленная на достижение цели, выделяет в своей работе: «Процесс обучения на уроке» следующие особенности методов:

Метод – это не сама деятельность, а способ ее осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности. Поэтому он обязательно осознан.

Метод должен обязательно соответствовать цели урока, если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов.

Метод не может быть неправильным, неправильным может быть его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели.

Каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его приложимости и действенности.

Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без ее объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных учителем для решения всей поставленной задачи. От метода зависят интеллектуальные, чувственные и волевые действия учащихся, а также методы учения.

Метод можно рассматривать так же как определенную систему приемов. Например: сообщение, постановка задания, указание и тому подобное приёмы учителя; слушание, выполнение упражнения, решение задач, наличие текста и тому подобное приёмы учения. Допустим, учитель сообщает факты, правила, показывает примеры, объясняет суть явления, ставит вопросы. Если среди этих приемов ведущее место занимают приемы объяснения, то метод преподавания можно назвать объяснительным. Если учитель сообщает факты, правила для их заучивания в виде способа заучивания, то метод преподавания носит информационно-сообщающий характер.

Состав приемов в структуре метода не случаен. Он соответствует основной направленности метода. Использование приемов, не связанных дидактическим единством, разрушает метод.

Академик Ю.К. Бабанский, опираясь на теоретический анализ сформулированных в различных работах дидактов критериев, а так же на итоги интервьюирования учителей-мастеров педагогического труда, сформулировал шесть основных критериев выбора методов обучения.

1.Исходным критерием при построении системы методов обучения на уроке является их соответствие цели урока, их максимальная направленность на решение всех трех аспектов.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Шумовые и музыкальные звуки
В первом классе четвертой четверти дети знакомятся с темой «Что такое музыкальная речь?» Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх ...

Особенности и принципы организации занятий в уголке живой природы.
Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого – педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Например, животны ...

Теоретическое мышление и авторское действие в подростковом возрасте
Описание исторического значения становления и развития подросткового возраста, которое рассматривается в исследованиях К.Н. Поливановой, позволяет нам связать его с университетским образованием. В исследованиях К.Н. Поливановой рассматривался подростковый возраст, и преодоление кризиса. Поливанова ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru