Механизм творческого воображения

Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения.

Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных факторов, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Он выделил четыре основных фактора креативности:

1.Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы;

2.Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование;

3.Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;

4.Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.

Проблемы творческого процесса широко разрабатывались и в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности.

Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.

В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” н части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов.

Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты.

Информация по теме:

Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования
Эпиграфом к общей теме "Сергей Есенин. Жизнь и творчество" могут стать слова А. Серафимовича "Это был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых ...

Нравственное сознание педагога
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование мора ...

Анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе возрастного развития
1. Результаты теста «Прыжок в длину с места» (см). Таблица №1 № п/п Ф.И. учащегося Результаты по классам, см 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 1. Алексей Б. 165 180 185 190 210 235 225 2. Александр Б. 120 155 160 160 180 190 200 3. Юрий В. 125 150 160 160 170 200 220 4. Александр Д. 150 16 ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru