Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения.
Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных факторов, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Он выделил четыре основных фактора креативности:
1.Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы;
2.Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование;
3.Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;
4.Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.
Проблемы творческого процесса широко разрабатывались и в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности.
Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.
В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.
Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” н части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов.
Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты.
Информация по теме:
Интерпретация творчества С. Есенина в
литературоведении
Изучением жизни и творчества Сергея Есенина занимались и занимаются многие литературоведы, среди них Мешков Ю.А., Захаров А.Н., Павлов Ю. М, Занковская Л.В., Влащенко В.И., Шубникова-Гусева Н.И. и другие. Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии 21 сентября (2 октября) 1985 год ...
Особенности развития творческого воображения в дошкольном детстве
Цель данной квалификационной работы – изучить особенности восприятия произведений изобразительного творчества младшими дошкольниками путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов. Почему исследователей интересует механизм восприятия детьми произведений художественного творчества ? П ...
Знакомство с музыкальными терминами через литературное слово
Во втором классе дети знакомятся с темой «Развитие музыки». Задачи: На музыкальных примерах познакомить детей с развитием, дать, понять, что музыка находится всегда в движении, познакомить учеников с понятием лад – как важное средство развитие музыки, показать ученикам как сопоставление и развитие ...