Понятия «процесс», «процесс обучения»

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Понятия «процесс», «процесс обучения»

Страница 1

Обучение наряду с игрой и трудом рассматривается как один из важнейших видов деятельности человека. В широком смысле обучение - это процесс усвоения исторического опыта человечества. В более узком - двусторонний процесс, взаимодействие между тем, кто учит, и тем, кто учится. Это своеобразный процесс управления получением знаний.

Итак, процесс - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Процесс обучения - понятие, отражающее существенные признаки обучения и характеризует его модель (внутреннее строение).

Учебный процесс - понятие, отражающее обобщенные различия (время, конкретные условия) в протекании обучения в различных типах образовательных учреждений.

Следовательно, обучение как процессуальное явление имеет все свойства диалектического развития. Многие исследователи считают, что основной единицей процесса обучения является отношение между деятельностями преподавания и учения. Но это отношение «учитель – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Необходима активность обоих участников процесса, их взаимодействие. Учитель создает необходимые условия: организует действия ученика, направляет их, сообщает новую информацию, демонстрирует приемы и способы действий, контролирует, оценивает, предоставляет необходимые средства. Но формирование знаний, умений и навыков, понятий и мыслительных операций возможно только в результате собственной активности ученика. Известно, что процесс обучения имеет двусторонний характер, т.е. невозможен без деятельности учителя и учащихся, без их дидактического единства (целостность этого процесса обеспечивается постановкой и достижением общих целей преподавания и учения).

Согласно представлениям современной психологии развитие психики осуществляется в деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк и др.). Поскольку целью учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта - ученика (развитие его способностей, овладение знаниями, способами деятельности и т.д.), то основным в обучении является не изложение материала, а организация деятельности ученика.

Обучение - это разновидность деятельности человека, оно носит двусторонний характер: взаимодействие преподавателя и учащихся (одного или коллектива), протекающее в определенных условиях (учебно-материальных, морально-психологических, эстетических).

Процесс обучения состоит из двух процессов:

Преподавание (деятельность преподавателя),

Учение (деятельность ученика или коллектива).

Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и тех, кого он учит, без их дидактического взаимодействия, в результате которого реализуется единство учебного и личностного воздействия педагога, внутреннего отражения этого влияния, возникновение самостоятельных желаний ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами воспитанности. Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения: это неделимый процесс, целостность которого вытекает из общих целей преподавания и обучения, в невозможности существования преподавания без обучения.

Учение - это собственно учебная деятельность ученика. Это не только овладение тем, что дает учитель, и процесс познавательной деятельности учащихся, благодаря которому ученик осознает цель обучения, развитие и углубление потребностей, мотивов; осмысление нового материала; запоминание, применение, самоконтроль. Познавательная деятельность учащихся находится в центре обучения. Различают учение в виде предметов - практической и интеллектуальной деятельности. Учение предполагает одновременное осуществление двух процессов: накопление знаний; овладение способами управления ими.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации ...

Динамика уровня сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и в норме
На этапе контрольного эксперимента, который проводился в мае, были проанализированы результаты экспериментальной логопедической работы по обучению словообразовательных умений у детей шестого года жизни со стертой дизартрией. Для проведения обследования была использована та же методика, которую мы п ...

Понятие дидактической поисковой модели
Дидактические поисковые модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Понятие "дидактические поисковые модели" отличается от понятия метода обучения, т.к. включает в себя, кроме метода обучения, также и деятельность учащихся и позицию учителя. Обобщенной ба ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru