Обучение наряду с игрой и трудом рассматривается как один из важнейших видов деятельности человека. В широком смысле обучение - это процесс усвоения исторического опыта человечества. В более узком - двусторонний процесс, взаимодействие между тем, кто учит, и тем, кто учится. Это своеобразный процесс управления получением знаний.
Итак, процесс - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Процесс обучения - понятие, отражающее существенные признаки обучения и характеризует его модель (внутреннее строение).
Учебный процесс - понятие, отражающее обобщенные различия (время, конкретные условия) в протекании обучения в различных типах образовательных учреждений.
Следовательно, обучение как процессуальное явление имеет все свойства диалектического развития. Многие исследователи считают, что основной единицей процесса обучения является отношение между деятельностями преподавания и учения. Но это отношение «учитель – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Необходима активность обоих участников процесса, их взаимодействие. Учитель создает необходимые условия: организует действия ученика, направляет их, сообщает новую информацию, демонстрирует приемы и способы действий, контролирует, оценивает, предоставляет необходимые средства. Но формирование знаний, умений и навыков, понятий и мыслительных операций возможно только в результате собственной активности ученика. Известно, что процесс обучения имеет двусторонний характер, т.е. невозможен без деятельности учителя и учащихся, без их дидактического единства (целостность этого процесса обеспечивается постановкой и достижением общих целей преподавания и учения).
Согласно представлениям современной психологии развитие психики осуществляется в деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк и др.). Поскольку целью учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта - ученика (развитие его способностей, овладение знаниями, способами деятельности и т.д.), то основным в обучении является не изложение материала, а организация деятельности ученика.
Обучение - это разновидность деятельности человека, оно носит двусторонний характер: взаимодействие преподавателя и учащихся (одного или коллектива), протекающее в определенных условиях (учебно-материальных, морально-психологических, эстетических).
Процесс обучения состоит из двух процессов:
Преподавание (деятельность преподавателя),
Учение (деятельность ученика или коллектива).
Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и тех, кого он учит, без их дидактического взаимодействия, в результате которого реализуется единство учебного и личностного воздействия педагога, внутреннего отражения этого влияния, возникновение самостоятельных желаний ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами воспитанности. Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения: это неделимый процесс, целостность которого вытекает из общих целей преподавания и обучения, в невозможности существования преподавания без обучения.
Учение - это собственно учебная деятельность ученика. Это не только овладение тем, что дает учитель, и процесс познавательной деятельности учащихся, благодаря которому ученик осознает цель обучения, развитие и углубление потребностей, мотивов; осмысление нового материала; запоминание, применение, самоконтроль. Познавательная деятельность учащихся находится в центре обучения. Различают учение в виде предметов - практической и интеллектуальной деятельности. Учение предполагает одновременное осуществление двух процессов: накопление знаний; овладение способами управления ими.
Информация по теме:
Упражнения, помогающие развивать умения прогнозирования
К основным упражнениям, помогающим развивать умения прогнозирования на различных уровнях, относятся следующие. 1) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне фонемы. А) Учитель произносит начало слова, учащиеся его заканчивают, например tele . (television), hand . (handsome), help . (help ...
Имиджевые
характеристики педагога
B современных исследованиях понятие имидж педагога, учителя трактуется неоднозначно. Авторы акцентируют внимание на отдельных его сторонах. Когда речь идет об имидже учителя, педагога, за основу берется социально-психологический контекст, рассматривается его проявление в ситуациях взаимодействия уч ...
Внедрение идеи соединения обучения с
производительным трудом в современной школе Казахстана
В 50-е годы Коммунистическая партия и Советское правительство страны обращаются к проблеме трудового обучения в общеобразовательных школах. XIX съезд КПСС указал на необходимость развития работы по политехническому образованию и трудовому воспитанию учащихся. В учебный план средней школы с 1934 год ...