Актуальная проблема - определение сущности дидактического процесса. Ряд авторов считает, что стержнем этого социально-педагогического процесса являются двусторонние отношения между субъектами преподавания и учения. Активный, сознательный, целенаправленный, творческий и плодотворный характер этих отношений, по их мнению, - сущность дидактического процесса. Некоторые авторы не полностью согласны с этим. Вот, например, мнение И.Ф. Харламова: «Существенную характеристику учения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся (хотя она имеет место), сколько умелая организация и стимуляция учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она ни протекала».
Соответственно он более правильным считает такое определение: «Обучение является целенаправленным педагогическим процессом организации и стимулирования активной познавательной деятельности учащихся с целью овладения научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих, способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений».
Некоторые авторы для характеристики учебного процесса используют понятие системы обучения. Так, В. Оконь к основным составляющим этой системы относит:
Учителей, их компетенцию, методы работы и увлеченность;
Учащихся, их потребности, мотивации и методы работы;
Содержание обучения, его селекция и систематизация, попытки проверки полученных результатов;
Среда обучения, т.е. средства обучения и его общественно-материальные условия, а также упорядоченный набор элементов, связей и зависимостей между ними, которые представляют собой единство и служат поставленным целям.
Итак, дидактические понятия «дидактический процесс», «учебный процесс» и «система обучения» тождественны и, соответственно, имеют одинаковый смысл.
Информация по теме:
Характеристика упражнения, приучения как методов воспитания,
особенности их реализации на занятиях физической культурой и спортом
Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств и методов на воспитательные и образовател ...
Основные принципы построения методики изучения элективного курса
Так как изучение теории вероятностей и статистики в школьный курс было введено недавно, то в настоящее время существуют проблемы с реализацией этого материала в школьных учебниках. Также, в связи со специфичностью элективного курса, количество методической литературы тоже невелико. Практически во в ...
Воспитательная ценность дежурств
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...