Одним из определяющих компонентов процесса обучения является его цель. Цель обучения - это идеальное мыслительное предсказание конечного результата процесса обучения, это то, к чему стремятся педагог и ученики. Общую цель образования определяет общество. Она отражается в государственных документах, а затем конкретизируется в программах по отдельным учебным предметам, учебниках, учебных пособиях для учителей, дидактических материалах для учащихся. Помимо общей цели, целей обучения по отдельному предмету, к каждому занятию учитель определяет отдельные задачи.
Организация процесса обучения прежде связана с четким определением его целей, а также осознанием и принятием их учениками. Целевые установки обучения вызывают понимание школьниками сущности и способов организации учебно-познавательной деятельности, существенно влияя на их активизацию.
Как в процессе обучения, так и при проведении каждого учебного занятия реализуются три основные группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся целые учебные: овладение знаниями, умениями, навыками; ко второй - цели развивающие: развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой сферы личности, к третьей - цели воспитательные: формирование научного мировоззрения, нравственной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры и т.д
Это означает, что проектируя проведение учебного занятия, педагог должен четко определить задачи обучения, развития и воспитания. При этом он конкретизирует уровень, на котором будут осуществляться целевые установки: общее ознакомление с новой темой, усвоение теоретического аспекта изучаемого, формирование практических умений и навыков, проверка знаний и т.п Доведение до сознания учащихся задач учебного занятия увеличивает возможности активизации познавательной деятельности школьников, их сознательной и последовательной работы на протяжении всего занятия.
Можно определить следующие общие цели обучения в национальной системе образования:
формировать личность ученика как гражданина государства;
научить учащихся как субъектов эффективно учиться, привить им оптимальную методику учения и самоучения, формировать потребность в постоянном творческом самосовершенствовании;
вооружить учащихся знаниями, навыками и умениями, которые необходимы для успешной профессиональной и общественной деятельности.
создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всесторонне развивая ее способности, при этом добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их;
дать универсальное образование на уровне, который отвечает быстрому развитию науки и позволяет адаптироваться в современном мире;
реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования;
воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству;
следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися;
Информация по теме:
Методика воспитания культуры умственного труда младших классов
Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельност ...
Социальное воспитание как основа социально-культурной
работы
Современная педагогическая наука социальное воспитание рассматривает как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром через достижение жизненного успеха, социальной компетентности, социального самоопределения. Как ...
Определение уровня физического развития
В наших исследованиях для определения состояния физического развития школьников были использованы показатели тотальных размеров тела: длины, веса тела и окружности грудной клетки. Кроме того, определялась жизненная ёмкость лёгких, а также ручная и становая динамометрии. В течение двух лет, с сентяб ...