Цели и функции обучения

Страница 3

Эта функция способствует формированию основных черт гражданина государства. «Человек без воспитания, как тело без души», - с народной мудрости. «Гуманистическая ориентация отнюдь не ставит под сомнение значение профессиональных знаний, умений и навыков, но, во-первых, подчеркивается их роли как средств, инструментов реализации направленности личности, во-вторых, в этой инструментальной роли знания, умения и навыки дополняются стратегиями творческой деятельности, а также волевыми качествами, необходимыми для преодоления трудностей, стоящих на пути данной реализации, в-третьих, приобретают большее значение средства, обеспечивающие личное (в частности профессиональное) самосовершенствование», - подчеркивает Г.А. Балл.

И.Д. Бех стратегическим направлением воспитания считает его личностно ориентированную направленность, которая может «существенно гуманизировать воспитательный процесс, наполнить высокими морально-духовными переживаниями, утвердить отношения справедливости и уважения, максимально раскрыть потенциальные возможности ребенка, стимулировать его к личностно развивающему творчеству».

Гуманистическая парадигма национальной системы образования, современные концепции обучения, процессы гуманизации и демократизации образования также предусматривают необходимость выхода этой функции на первый план в дидактическом процессе. Самое важное в гуманистическом подходе - это формирование у учащихся не только нормативных знаний, но прежде всего механизмов самоучения и самовоспитания с учетом максимального привлечения индивидуальных способностей каждого ученика. В связи с этим данная функция становится главной рядом с развивающей. И.Д. Бех в личностно ориентированном подходе обращает внимание на помощь ученику как субъекту педагогического процесса осознать « .себя как личность, которая должна стать ключевой задачей педагога . », Г.А. Балл - на « .уделение главного внимания ценностно-мотивационному стержню личности, определяющему ее направленность, в частности профессиональную», А. Сысоева – на « .личностный и профессиональный рост человека в процессе получения им образования».

Развивающая функция, особенно для духовного, психического и физического развития ученика, имеет глубокий социально-психологический и педагогический смысл. Смысл и цель образования - обеспечение постоянного развития ученика, его духовное становление, гармонизация отношений с собой и другими, с социальным окружением. Таким образом, образование на государственном уровне создает условия для развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, учения и самоучения всех и каждого.

В процессе изучения различных учебных предметов происходит целенаправленное развитие духовных и психических способностей учащихся, а практические занятия, кроме того, обеспечивают развитие физических сил.

Развитие личности ученика в гуманном подходе к организации учебного процесса в центр должен ставить « . развитие всей целостной совокупности качеств личности: знаний, умений, навыков, способов умственных действий, самоуправляемого механизма личности, сферы эстетики и нравственности и сферы действенно-практической». Это развитие - главный результат образования, критерием качества работы педагога, руководителя педагогической системы в целом.

Функция самосовершенствования должна обеспечить постоянное самообразование учеников, самовоспитание, систематическое формирование навыков и умений учения, а также мотивацию учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности. Выделение этой функции означает ориентацию образования на европейский и мировой образовательные уровни, в педагогических теориях в которых особое внимание обращается на самосовершенствование, самоопределение, самореализацию личности, достижения им жизненного успеха (self-cultivation, self-determination, self-realization, self-made). Поэтому в западноевропейской и американской педагогических теориях термин « формирование личности » употребляется все реже.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Анализ методических рекомендаций по коррекции пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией
Несформированность пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности. Поэтому поиски специальных методических путей и средств формирования пространственных представлений имеют особое значение для воспита ...

Изучение темы "Человек как потребитель"
Обучающая: сформировать знания по проблемам и категориям: заработная плата (реальная и номинальная; индивидуальная и коллективная), потребление, взаимосвязь личного потребления и личного дохода, прожиточный минимум, "потребительская корзина", минимальная заработная плата и связь этих поня ...

Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников
Для решения задач формирования научного мировоззрения в начальных классах на межпредметном уровне необходимо: - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха; - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познав ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru