Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников

Педагогика » Формирование основ мировоззрения младших школьников » Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников

Страница 1

Для решения задач формирования научного мировоззрения в начальных классах на межпредметном уровне необходимо:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.

Выполнению этих требований способствует максимальная координация функций каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.

Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разработке этих критериев. Однако большинство исследователей считают, что при определении уровня сформированности мировоззрения следует исходить из самой его сущности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке уровня сформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующие показатели:

- знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания научной сущности процессов развития природы и общества и выработки мировоззрения;

- устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни;

- проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведении.

Конечно, в реальной жизни не так легко и просто определить уровень сформированности такого сложного личностного образования, каким является мировоззрение. Но использование указанных критериев в какой-то мере может использовать решению этой задачи.

Оценка результатов

При обработке результатов контрольных работ учитель может использовать уровневую и балльную оценку. Ответ высокого (4-го) уровня соответствует отметке "5", среднего (3-го) уровня – "4", низкого (2-го) уровня – 3 баллам. Практика изучения усвоения программного материала по курсу "Окружающий мир" в системе развивающего обучения показывает, что учащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, которые можно было бы отнести к самому низкому (1-му) уровню, то есть ниже уровня образовательного стандарта, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.

При выполнении некоторых заданий не предусмотрена уровневая оценка, учитель может их оценивать по двухбалльной системе: "выполнено" – "не выполнено" ("правильно" – "не правильно") – см. ссылки в тексте.

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления у детей, что приведет к снижению качества ответов.

Дозировку заданий на урок учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную, доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий. В случае необходимости дает дополнительно время, фиксируя эти случаи.

Формулировки заданий учитель записывает на доске и зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения самостоятельных работ (расположение материала ответов, форма записи и пр.).

3-й класс

Задание 1

Высокий уровень. Систематизируя полученные знания, учащиеся приводят 4–5 примеров информационных источников познания окружающего мира. В ответах содержатся также ценностные критерии, раскрывающие личностное отношение ученика к процессу обогащения знаниями ("ценно", "интересно", "современно" и пр.).

Средний уровень. В ответах характеризуется 3–4 источника информации.

Низкий уровень. Учащиеся перечисляют в среднем по 3 источника информации.

Задание 2

Тема "Тела и вещества" входит в обязательный минимум содержания начального образования.

Высокий уровень. Учащиеся дают правильные определения, дополняя неполные формулировки понятий, приводят примеры тел природного и неприродного происхождения.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Методы решения физических задач
Метод - это способ познания, исследования явлений. В широком смысле "метод - это способ действия, осуществление определенно деятельности, достижения какого-либо результата, решения задачи. Существует много различных методов решения задач по физики, в данном параграфе будут рассмотрены некоторы ...

Традиции Оксфорда
Каждый поступивший студент получит уникальную возможность стать частью многовековой академической жизни Оксфордского университета, с ее необычными и ни на что не похожими традициями. Так, к примеру, в некоторых консервативных колледжах в столовую пускают только лишь в официальной одежде, состоящей ...

Программные требования к сюжетным задачам в 1 классе
Объем изучаемого в 4-м классе по «Программе по математике в 1-4 клас-сах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 1 000 000, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru