Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников

Педагогика » Формирование основ мировоззрения младших школьников » Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников

Страница 1

Для решения задач формирования научного мировоззрения в начальных классах на межпредметном уровне необходимо:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.

Выполнению этих требований способствует максимальная координация функций каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.

Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разработке этих критериев. Однако большинство исследователей считают, что при определении уровня сформированности мировоззрения следует исходить из самой его сущности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке уровня сформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующие показатели:

- знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания научной сущности процессов развития природы и общества и выработки мировоззрения;

- устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни;

- проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведении.

Конечно, в реальной жизни не так легко и просто определить уровень сформированности такого сложного личностного образования, каким является мировоззрение. Но использование указанных критериев в какой-то мере может использовать решению этой задачи.

Оценка результатов

При обработке результатов контрольных работ учитель может использовать уровневую и балльную оценку. Ответ высокого (4-го) уровня соответствует отметке "5", среднего (3-го) уровня – "4", низкого (2-го) уровня – 3 баллам. Практика изучения усвоения программного материала по курсу "Окружающий мир" в системе развивающего обучения показывает, что учащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, которые можно было бы отнести к самому низкому (1-му) уровню, то есть ниже уровня образовательного стандарта, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.

При выполнении некоторых заданий не предусмотрена уровневая оценка, учитель может их оценивать по двухбалльной системе: "выполнено" – "не выполнено" ("правильно" – "не правильно") – см. ссылки в тексте.

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления у детей, что приведет к снижению качества ответов.

Дозировку заданий на урок учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную, доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий. В случае необходимости дает дополнительно время, фиксируя эти случаи.

Формулировки заданий учитель записывает на доске и зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения самостоятельных работ (расположение материала ответов, форма записи и пр.).

3-й класс

Задание 1

Высокий уровень. Систематизируя полученные знания, учащиеся приводят 4–5 примеров информационных источников познания окружающего мира. В ответах содержатся также ценностные критерии, раскрывающие личностное отношение ученика к процессу обогащения знаниями ("ценно", "интересно", "современно" и пр.).

Средний уровень. В ответах характеризуется 3–4 источника информации.

Низкий уровень. Учащиеся перечисляют в среднем по 3 источника информации.

Задание 2

Тема "Тела и вещества" входит в обязательный минимум содержания начального образования.

Высокий уровень. Учащиеся дают правильные определения, дополняя неполные формулировки понятий, приводят примеры тел природного и неприродного происхождения.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории
Применяемые методы зависят от типа структуры содержания материала. Так, при изучении элементов-предметов, не связанных между собой и показанных в тексте статически, используют конкретно-научные методы и приемы при помощи описания, измерений повторов, опытов с целью изучения свойств элементов, не ст ...

Подготовка студентов старших курсов к осуществлению управления учебно-воспитательным процессом по иностранным языкам в школе
На старших курсах совершенствуется процесс формирования профессиональной активности, углубляется понимание важности овладения идеями управления в деятельности будущего учителя. Изучаемые в ВУЗе предметы: дают студентам информацию об основах управления познанием и процессом воспитания, раскрываются ...

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики
В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru