Цели и функции обучения

Страница 2

формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

Учебный процесс предусматривает тесное взаимодействие учителя и ученика. Основными функциями обучения является образовательная, воспитательная и развивающая.

Образовательная функция в традиционном обучении является базовой и предполагает вооружение учащихся, в первую очередь, определенной системой знаний, навыков и умений.

Основной недостаток такого обучения - его безличностьность: Традиционная система образования основывается на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация и профессионализация с позиций максимальной общественной полезности. В рамках данной модели реализуются представления о том, что основной целью образования (обучения, учения) является овладение определенными знаниями, умениями и навыками, то есть внешне заданными нормативами.

Гуманистическая парадигма национальной системы образования имеет личностное направление, и, соответственно, ученик в учебном процессе выступает как целостная личность. По мнению российского психолога В. Давыдова, личность следует понимать как самодеятельный субъект, как индивид, который воспроизводит общественные связи и имеет творческие возможности для их дальнейшего преобразования. Он подчеркивает, что опираясь на личностные качества, приобретенные ранее, он действует творчески («свободно») и талантливо, создает новые формы общественной жизни. Субъективность ученика в учебном процессе обосновывают В. Рыбак, Г.К. Селевко.

Гуманистическая концепция образования холистическая, т.е. лишена статистического, безличного подхода к человеку, который возникает при этом.

Гуманистическая парадигма образования объединила не только философов, но и психологов, педагогов, социологов на путях поиска смысла человеческого бытия, самоактуализации, творчества, свободы выбора, целостности, интегративности мышления, управления человека собственным развитием. По мнению Г. К. Селевко, личностный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе - стержневое направление прогрессивных педагогических технологий, которое объединяет и воплощает такие воспитательные идеи и принципы:

Идею развития личности, или личностной направленности воспитания и образования;

Общечеловеческие принципы гуманизма;

Идею демократизации педагогических отношений как основы формирования демократической личности;

Углубление индивидуального подхода;

Принцип природосообразности обучения и воспитания;

Идею активизации и использования внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности.

Поэтому сейчас образовательная функция теряет ведущую роль, уступая свое место функциям воспитательной, развивающей и самосовершенствования. Это требование дня. Образование, учитывая быстротечные изменения, должно обеспечивать предпосылки для учебного процесса в течение всей жизни по типу «включения - выключения».

Воспитательная функция неотделима от образовательной и направлена на обеспечение единства учебно-воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных системах, на его гуманизацию. «Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, дополняют друг друга, переплетаются друг с другом», - подчеркивает академик Д. Ярмаченко.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

История исследования одежды русских крестьян Южного Алтая
Народная одежда, характеризуясь такими признаками как устойчивость и массовость, относится к тому культурному слою, который принято именовать "традиционно-бытовым". Традиционная одежда складывается на протяжении всей многовековой истории народа и передается из поколения в поколение, обесп ...

Природа как общечеловеческая ценность
Форум в Рио-де-Жанейро – глобальный взгляд на планету В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде – грандиозное событие мирового масштаба, в рамках которого 179 государств-участников анализировали результаты «экологического двадцатилетия» (1792 – 1992 гг.) планеты. Отм ...

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»
Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. Исходя из пункта 1.3, по характеру учебной самостоятельной деят ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru