Проблемные вопросы в системе высшего образования Украины

Страница 1

Фактически Украина внедрила ступенчатую подготовку раньше многих стран Европы, но при этом не решила важные структурные проблемы, которые остались от прежней централизованной экономики, и те, которые возникли в период независимости государства в связи с особенностями переходного периода.

К указанным структурным проблемам относится несогласованность образовательно-квалификационных уровней бакалавра и магистра с требованием работодателей, чрезмерное количество специальностей и специализаций, их распределение среди высших учебных заведений и др.

В результате этого возникают существенные отличия как по форме, так и по содержанию системы высшего образования Украины по сравнению с лучшими европейскими моделями.

Проблемы и препятствия, которые тормозят высшие образование в Украине, следующие:

1. в Украине существует излишнее и недостаточно сбалансированное с потребностями общества и рынком труда количество направлений и специальностей, по которым готовят специалистов с высшим образованием. В мировой же практике их, как минимум, вдвое меньше, они укрупнены и более универсальны;

2. в обществе уровень бакалавра имеет недостаточное признание, недостаточную востребованность отечественной экономикой из-за неопределенности его места на рынке труда, поэтому в высшее учебное заведение студентов преимущественно принимают на специальность, а не на направление, представляющее бакалаврат;

3. существует угрожающая тенденция ухудшения качества высшего образования, нарастающая во времени;

4. не уменьшается разрыв между работниками образования и работодателями, между сферой образования и рынком труда;

5. имеет место неоправданная путаница в понимании функций специалиста и магистра. С одной стороны программы подготовки специалистов и магистров близки между собой, они эквивалентны по своему образовательному статусу, а с другой они аккредитуются по разным уровням: третьему и четвертому;

6. сектор высшего образования не берет на себя роль лидера в проведении передовых научных исследований в учебных заведениях, которые представляют собой основу элитной университетской подготовки. Это приводит к второстепенности университетской науки, как в системе государственных приоритетов, так и в принципах ее финансирования, что не соответствует мировой практике;

7. неадекватно к требованиям общества в специалистах с высшим образованием действуют такие распространенные учебные заведения как техникумы, колледжи и высшие профессионально-технические училища, которые на заре независимости Украины были искусственно отнесены к системе высшего образования. В результате образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста не соответствует минимальным требованиям, принятым в мире стандартам качества и нормам высшего образования и не согласовывается с общеевропейской ступенчатой системой. Подготовка же бакалавра в заведениях II уровня аккредитации, - колледжах, - не соответствует основным требованиям к фундаментальной составляющей базового высшего образования, которую могут осуществлять лишь заведения III-IV уровня аккредитации с высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и развитой наукой;

8. отошла в прошлое когда - то хорошо организованная для централизованной экономики система повышения квалификации и переподготовки кадров. Новой же системы, удовлетворяющей потребности рыночной экономики в Украине не создано. Поэтому очень важный общеевропейский принцип «образования в течение жизни» пока что в условиях Украины не может быть реализован в полной мере;

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Анализ тенденций развития биологического образования
Моделирование ситуаций научного поиска, развитие эмоционально-чувственного отношения к живым системам приносят радость познания которой так мало на уроках биологии с использованием репродуктивных методов. "Открытия", "озарения", интеллектуальные и практические "изобретения& ...

Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. Так, в исследовании В.А. Ковшикова и Ю.Г. Демьянова из 40 детей с ЗПР 7-9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Исследованием Е. В. Мальцевой в младших классах школы для детей с ...

Традиции Оксфорда
Каждый поступивший студент получит уникальную возможность стать частью многовековой академической жизни Оксфордского университета, с ее необычными и ни на что не похожими традициями. Так, к примеру, в некоторых консервативных колледжах в столовую пускают только лишь в официальной одежде, состоящей ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru