Современные педагоги выделяют девять основных различий между установленными ФГТ и прежними правилами:
1) Прежние требования предъявлялись непосредственно к содержанию и методам дошкольного образования, в то время как ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, другими словами ФГТ устанавливают объем занятий и соотношения его составляющих.
До внедрения ФГТ содержание образовательного процесса состояло из 12 направлений деятельности ДОУ, таких как:
1 - взаимодействие воспитателей с детьми;
2 – здоровье и физическое развитие ребенка;
3 – речевое развитие ребенка;
4-7 - развитие в конструктивной, игровой, музыкальной, изобразительной, театрализованной, деятельности;
8-11 - развитие естественнонаучных представлений и элементарных математических;
12 - развитие у детей понимания аспектов экологии, истории и культуры человека.
Теперь же, при установке ФГТ дошкольное образование содержит четыре основных направления развития ребенка: социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, что соответствует современным инновационным идеям и действующим нормативно-правовым документам, которые непосредственно регулируют современную систему дошкольного образования. Для конкретизации вышеизложенных направлений устанавливают десять образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Физическая культура», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
2) Предыдущие требования имели терминологический характер, без четких количественных показателей результата, которого должен достичь ребенок по итоговым результатам дошкольного образования. ФГТ в свою очередь изначально определяют планируемые (итоговые и промежуточные) результаты освоения программы. Итоговый результат представляет собой так называемый «социальный» портрет ребенка 7 лет, который освоил основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
3) Предыдущие требования в основном описывали определенные направления деятельности ДОУ, но при этом не сосредотачивались на концептуальных положениях. Дошкольное образование содержало в себе некий набор отдельных программ по развитию тех или иных представлений, видов деятельности, другими словами основывалось на предметном принципе. Теперь же ФГТ определило для каждой образовательной области определенные задачи психолого-педагогической работы, но при этом не исключаются наиболее концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Наиболее важными концептуальными положений ФГТ являются: комплексно-тематический принцип построения образовательных программ, сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости, принцип развивающего образования.
4) Предыдущие требования к образовательному процессу не разделялись на обязательную для всех ДОУ часть и на часть, отражающую наличие приоритетных направлений ДОУ. В настоящее время ФГТ определяют обязательную часть программы для всех ДОУ и часть, формируемую участниками образовательного процесса, а также варианты соотношения указанных частей Программы в соответствии с направленностью групп детей дошкольного возраста.
5) Предыдущие правила не определяли конкретный объем образовательной нагрузки, в то время как ФГТ определяют время, как для реализации всей Программы, так и для ее основных частей – обязательной и формируемой самими участниками образовательного процесса.
6) ФГТ в полной мере отображают особенность образовательного процесса детей дошкольного возраста.
7) в ФГТ закладывается возможность реализации Программы в группах детей дошкольного возраста с всевозможным режимом пребывания.
8) ФГТ учитывают специфику образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что в основе Федеральных Государственных Требований к дошкольному образованию лежит комплексно – тематический принцип построения. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства. Так же, что немало важно, тема занятий должна поднимать личный интерес у детей, положительное эмоциональное отношение ко всему, что происходит на занятии.
Информация по теме:
Семинарское занятие в
проблемном обучении
Семинарские занятия рассматриваются как средство повышения познавательной активности учащихся. Они дают возможность коллективно рассмотреть те или иные вопросы, обсудить возникающие проблемы, глубже понять изучаемую тему. Семинары полезны еще и тем, что каждый может высказать свое мнение, если потр ...
Характеристика основных составляющих культуры умственного труда
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил ...
Раздельное и совместное обучение. Плюсы и минусы
Два главных вопроса для родителей, думающих, а куда отдать сына или дочку? 1. Не обделим ли мы наших детей или позволим слишком много социализации, не создадим ли в будущем им проблем в общении с противоположным полом, если в настоящем примем решение отдать их в школу раздельного или совместного об ...