Взаимосвязь музыки и литературы на праздниках и развлечениях

Страница 1

Утренники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности в коррекционных школах VIII вида. Она соединяет различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных задач.

Знаменательные даты в школе отмечаются по-разному: устраиваются концерты, занятия с использованием разнообразной художественной деятельности, праздничные упражнения.

Особое место в системе эстетического воспитания учащихся занимают утренники, посвященные общественно-политическим событиям. Торжественная обстановка, праздничное оформление зала и классных комнат способствуют эмоциональному восприятию исполняемых песен, стихотворений, вызывают первоначальные проявления патриотических чувств ребенка.

Дети сами участвуют в разнообразной художественной деятельности: танцуют, поют, читают стихи, идут в праздничном шествии, испытывая при этом эстетические переживания.

Праздничный утренник рассматривается как своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми. Здесь можно увидеть их достижения: насколько правильно звучит песня, выразительны и точны движения в плясках и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни, полученные из бесед педагога.

Веселые игры, пляски, зрелищные мероприятия, аттракционы доставляют большое удовольствие детям, они чувствуют себя участниками общего торжественного события. Выразительное исполнение песен, драматизации, танцев дает возможность каждому участнику передать свое отношение к празднику через художественные образы музыкальных произведений.

Праздничные утренники посвящены всенародным торжествам, которые отмечаются в нашей стране. Это придает им особое значение. Их отличительной чертой является и то, что детская художественная деятельность здесь носит многоплановый характер. Особенно широко представлено музыкальное исполнительство. Дети поют песни, выполняют перестроения, танцуют, водят хороводы, играют в ансамблях на различных инструментах. Музыка создает эмоциональный фон, смену настроений (торжественно-приподнятое, радостно-веселое, нежно-лирическое, шутливое и т.д.).

По-разному на празднике может звучать и выразительное слово: индивидуальное чтение стихотворений, отгадывание и загадывание загадок, участие в перекличке. Довольно часто используются игры-инсценировки, драматизации. Так же как песня, танец, искусство выразительного слова позволяет детям передать свое отношение к происходящему, проявить способности образного воплощения персонажей.

Слияние, взаимосвязь художественной деятельности можно проследить по двум линиям. Прежде всего, объединение музыкальных и литературных произведений, художественного оформления происходит на основе ведущей темы. Например, на майском утреннике идея дружбы детей всех народов отражена в песнях, танцах, инсценировках, стихотворениях, а также в

оформлении зала, групповых комнат, одежде, атрибутах. Одетые в костюмы разных народов, дети слушают песню «Нас много на шаре земном» Ан. Александрова, читают стихотворение О. Высотской «Нужно дружно жить на свете». В художественном оформлении также используются национальные орнаменты.

С другой стороны, каждый детский утренник отмечается в определенное время года, что находит свое отражение в художественном репертуаре . Праздник «Осенины», например, предполагает широкое использование осенних мотивов. Ребята поют об осени, урожае, танцуют с осенними листочками, исполняют шуточные сценки, в которых персонажи — овощи, фрукты, читают стихотворения о золотой осени.

Новогодний праздник насыщен картинами зимы. В оформлении используются снежинки, изображения Деда Мороза и Снегурочки, ее заснеженного домика и, наконец, сама нарядная елка. Используются песни и стихи о зиме, разыгрываются сценки со сказочными героями. Здесь и снежинки, и снеговики, и Дед Мороз, и Снегурочка со своими лесными друзьями.

Объединенное воздействие разных видов искусств усиливает художественные впечатления ребенка, позволяет ему лучше ощутить атмосферу торжества, его основную направленность.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией
Исследование пространственных представлений было организовано в детском саду № 471 Калининского района г. Новосибирска с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа). Детский сад работает по программе "Обучение и воспитание в детском саду". Автор: М.А. Васильева. Исследование было организовано ...

Виды агрессии
Агрессивность многолика. По направленности агрессивность может быть внешней, характеризующейся открытым проявлениям в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) или на безличные обстоятельства, предметы, социальное окружение (смещенная агрессия), а так же внутренний, характеризующейся выражением обвине ...

Формирование и развитие предметно-исторических умений в процессе работы учащихся с историческими источниками
Чтобы формировать у школьников в процессе обучения истории специальные умения, учитель должен овладеть методикой их формирования, знать, какие умения обязательны для учащихся на протяжении всех лет обучения истории в школе, руководить их поэтапным формированием, т. е. ясно представлять, какие умени ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru