Взаимосвязь музыки и литературы на праздниках и развлечениях

Страница 1

Утренники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности в коррекционных школах VIII вида. Она соединяет различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных задач.

Знаменательные даты в школе отмечаются по-разному: устраиваются концерты, занятия с использованием разнообразной художественной деятельности, праздничные упражнения.

Особое место в системе эстетического воспитания учащихся занимают утренники, посвященные общественно-политическим событиям. Торжественная обстановка, праздничное оформление зала и классных комнат способствуют эмоциональному восприятию исполняемых песен, стихотворений, вызывают первоначальные проявления патриотических чувств ребенка.

Дети сами участвуют в разнообразной художественной деятельности: танцуют, поют, читают стихи, идут в праздничном шествии, испытывая при этом эстетические переживания.

Праздничный утренник рассматривается как своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми. Здесь можно увидеть их достижения: насколько правильно звучит песня, выразительны и точны движения в плясках и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни, полученные из бесед педагога.

Веселые игры, пляски, зрелищные мероприятия, аттракционы доставляют большое удовольствие детям, они чувствуют себя участниками общего торжественного события. Выразительное исполнение песен, драматизации, танцев дает возможность каждому участнику передать свое отношение к празднику через художественные образы музыкальных произведений.

Праздничные утренники посвящены всенародным торжествам, которые отмечаются в нашей стране. Это придает им особое значение. Их отличительной чертой является и то, что детская художественная деятельность здесь носит многоплановый характер. Особенно широко представлено музыкальное исполнительство. Дети поют песни, выполняют перестроения, танцуют, водят хороводы, играют в ансамблях на различных инструментах. Музыка создает эмоциональный фон, смену настроений (торжественно-приподнятое, радостно-веселое, нежно-лирическое, шутливое и т.д.).

По-разному на празднике может звучать и выразительное слово: индивидуальное чтение стихотворений, отгадывание и загадывание загадок, участие в перекличке. Довольно часто используются игры-инсценировки, драматизации. Так же как песня, танец, искусство выразительного слова позволяет детям передать свое отношение к происходящему, проявить способности образного воплощения персонажей.

Слияние, взаимосвязь художественной деятельности можно проследить по двум линиям. Прежде всего, объединение музыкальных и литературных произведений, художественного оформления происходит на основе ведущей темы. Например, на майском утреннике идея дружбы детей всех народов отражена в песнях, танцах, инсценировках, стихотворениях, а также в

оформлении зала, групповых комнат, одежде, атрибутах. Одетые в костюмы разных народов, дети слушают песню «Нас много на шаре земном» Ан. Александрова, читают стихотворение О. Высотской «Нужно дружно жить на свете». В художественном оформлении также используются национальные орнаменты.

С другой стороны, каждый детский утренник отмечается в определенное время года, что находит свое отражение в художественном репертуаре . Праздник «Осенины», например, предполагает широкое использование осенних мотивов. Ребята поют об осени, урожае, танцуют с осенними листочками, исполняют шуточные сценки, в которых персонажи — овощи, фрукты, читают стихотворения о золотой осени.

Новогодний праздник насыщен картинами зимы. В оформлении используются снежинки, изображения Деда Мороза и Снегурочки, ее заснеженного домика и, наконец, сама нарядная елка. Используются песни и стихи о зиме, разыгрываются сценки со сказочными героями. Здесь и снежинки, и снеговики, и Дед Мороз, и Снегурочка со своими лесными друзьями.

Объединенное воздействие разных видов искусств усиливает художественные впечатления ребенка, позволяет ему лучше ощутить атмосферу торжества, его основную направленность.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Теоретическая интерпретация педагогического опыта
Ведущая идея опыта: Формирование правовой культуры учащихся на основе создания условий для творческого развития личности, формирование и становление ее гражданственности, раскрытие личности и ее интеграция в общество являются важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными ...

Описание организационной формы передачи учителям методики работы с творческими работами
В 2002 – 2003 годах на базе гимназии №1 “Универс” по заказу института повышения квалификации проходил семинар для учителей по теме: “Руководство творческими работами по математике в 6 и 7 классах”, проводимый сотрудниками лаборатории развивающего обучения математике института психологии и педагогик ...

Понятие оценки в педагогической науке
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к воспит ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru