Понятие о формах организации обучения и их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Понятие о формах организации обучения и их классификация

Страница 4

Существенные недостатки этой системы в том, что трудно осуществлять индивидуальный подход к ученикам, потому что учитель ориентируется на «среднего ученика», она слабо формирует и развивает мотивацию учения, особенно у одаренных учащихся; не решается проблема отставания для тех учащихся, которые испытывают трудности в учении, то есть не решается проблема неуспеваемости и отставания, учащиеся остаются на повторный курс, если не усвоили какие-то предметы.

Также достаточно широко используется внеурочная форма обучения, в которую входят семинарские занятия, практикумы, факультативные занятия, экскурсии, предметные кружки, спортивные секции, домашняя учебная работа, консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции и т.д

Специальными или дополнительными формами организации обучения, дополняют и развивают классно-урочную деятельность учащихся.

Семинарские занятия - используют в старших классах после изучения основных разделов программы с целью развития интереса к учебному предмету, повышение эффективности коллективной работы по осмыслению и систематизации знаний, формирование у учащихся умения самостоятельно добывать знания.

В зависимости от сложности и объема требований школьные семинары условно разделяют на три группы:

1) подготовительные занятия;

2) собственно семинарские;

3) межпредметные семинары.

При проведении подготовительных семинаров учащихся знакомят с новыми формами работы; развивают умение самостоятельно изучать программный материал, составлять план и тезисы выступления, участвовать в обсуждении вопросов семинара, вести дискуссию. По целевой направленности подготовительные семинары делятся на семинары повторения и систематизации знаний, умений и навыков; семинары изучения нового материала; смешанные семинары, которые предусматривают решения не одной, а нескольких дидактических целей.

По способу проведения (методом) семинарские занятия являются следующих видов: развернутая беседа, диспут, комментируемое чтение, решение задач, обсуждение докладов, сообщений, результатов творческих работ.

Практикум - форма организации процесса обучения, которая обеспечивает самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ и применения усвоенных ранее знаний, умений и навыков. Эту форму используют после изучения крупных разделов учебного курса или в конце учебного года.

Технология проведения практикума предусматривает разделение учащихся на малые группы, каждая из которых выполняет определенный вид лабораторной или практической работы (дифференцированное обучение). Сложные работы поручают ученикам с высоким уровнем подготовки. Важным условием проведения практикума являются глубокие знания, прочные навыки и умения. Поэтому ему предшествуют уроки повторения, обобщения и систематизации учебного материала.

Средством управления учебной деятельностью при проведении практикума выступает инструкция, которая регламентирует и определяет действия учащихся.

Факультатив - форма организации обучения, основными задачами которой является углубление знаний учащихся старших классов по отдельным предметам, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, подготовка к сознательному выбору профессии, к будущей работе в той или иной отрасли производства, культуры и искусства. Факультативы открывают широкие возможности для стимулирования умственной деятельности учащихся, и является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями.

Факультативы обеспечивают эффективное групповое дифференцированное обучение, потому что в отличие от других форм обучения, для них характерными являются такие особенности, как общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного материала, познавательная активность.

По образовательным задачам выделяют следующие виды факультативов:

углубленного изучения учебных предметов,

изучение дополнительных дисциплин (логика, второй иностранный),

изучение дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, машинопись)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Особенности развития у дошкольников представления о весе предметов и способах его измерения
Развитие представление о массе предметов основывается на овладении ребенком «идеальным действием», которое включает 3 компонента: - ориентировочное (взять в руки, положить на направленные в верх ладони); - обследование-сопоставление (движение руками, имитирующие весы, - «взвешивание на ладони»); - ...

Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска
Рассмотрев учебные пособия курса «ОРКиСЭ», выявив существующие в них методологические погрешности, мы обратимся к опыту преподавания данного предмета, полученному в ходе педагогической практики, на базе пятых классов школ города Красноярска. Во время прохождения практики были проведены анкетировани ...

Методы и приемы работы воспитателя с агрессивными детьми
Детская агрессия возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Разобраться в источниках и видах агрессии – непростая задача, и, безусловно, никто не требует от воспитателя точной диагностики и обязательств вылечить ребенка. Это должны делать специалисты. ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru