Понятие о формах организации обучения и их классификация

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Понятие о формах организации обучения и их классификация

Страница 4

Существенные недостатки этой системы в том, что трудно осуществлять индивидуальный подход к ученикам, потому что учитель ориентируется на «среднего ученика», она слабо формирует и развивает мотивацию учения, особенно у одаренных учащихся; не решается проблема отставания для тех учащихся, которые испытывают трудности в учении, то есть не решается проблема неуспеваемости и отставания, учащиеся остаются на повторный курс, если не усвоили какие-то предметы.

Также достаточно широко используется внеурочная форма обучения, в которую входят семинарские занятия, практикумы, факультативные занятия, экскурсии, предметные кружки, спортивные секции, домашняя учебная работа, консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции и т.д

Специальными или дополнительными формами организации обучения, дополняют и развивают классно-урочную деятельность учащихся.

Семинарские занятия - используют в старших классах после изучения основных разделов программы с целью развития интереса к учебному предмету, повышение эффективности коллективной работы по осмыслению и систематизации знаний, формирование у учащихся умения самостоятельно добывать знания.

В зависимости от сложности и объема требований школьные семинары условно разделяют на три группы:

1) подготовительные занятия;

2) собственно семинарские;

3) межпредметные семинары.

При проведении подготовительных семинаров учащихся знакомят с новыми формами работы; развивают умение самостоятельно изучать программный материал, составлять план и тезисы выступления, участвовать в обсуждении вопросов семинара, вести дискуссию. По целевой направленности подготовительные семинары делятся на семинары повторения и систематизации знаний, умений и навыков; семинары изучения нового материала; смешанные семинары, которые предусматривают решения не одной, а нескольких дидактических целей.

По способу проведения (методом) семинарские занятия являются следующих видов: развернутая беседа, диспут, комментируемое чтение, решение задач, обсуждение докладов, сообщений, результатов творческих работ.

Практикум - форма организации процесса обучения, которая обеспечивает самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ и применения усвоенных ранее знаний, умений и навыков. Эту форму используют после изучения крупных разделов учебного курса или в конце учебного года.

Технология проведения практикума предусматривает разделение учащихся на малые группы, каждая из которых выполняет определенный вид лабораторной или практической работы (дифференцированное обучение). Сложные работы поручают ученикам с высоким уровнем подготовки. Важным условием проведения практикума являются глубокие знания, прочные навыки и умения. Поэтому ему предшествуют уроки повторения, обобщения и систематизации учебного материала.

Средством управления учебной деятельностью при проведении практикума выступает инструкция, которая регламентирует и определяет действия учащихся.

Факультатив - форма организации обучения, основными задачами которой является углубление знаний учащихся старших классов по отдельным предметам, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, подготовка к сознательному выбору профессии, к будущей работе в той или иной отрасли производства, культуры и искусства. Факультативы открывают широкие возможности для стимулирования умственной деятельности учащихся, и является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями.

Факультативы обеспечивают эффективное групповое дифференцированное обучение, потому что в отличие от других форм обучения, для них характерными являются такие особенности, как общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного материала, познавательная активность.

По образовательным задачам выделяют следующие виды факультативов:

углубленного изучения учебных предметов,

изучение дополнительных дисциплин (логика, второй иностранный),

изучение дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, машинопись)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов
Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся. Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и ...

Нарушение поведения как психолого-педагогическая проблема
Отклоняющееся поведение- это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Однако ожидания со временем меняются. В СССР в 60—70-е годы школьные учителя боролись с "длинноволосыми" учениками, усматривая в этом подражание "буржуазном ...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru