Существенные недостатки этой системы в том, что трудно осуществлять индивидуальный подход к ученикам, потому что учитель ориентируется на «среднего ученика», она слабо формирует и развивает мотивацию учения, особенно у одаренных учащихся; не решается проблема отставания для тех учащихся, которые испытывают трудности в учении, то есть не решается проблема неуспеваемости и отставания, учащиеся остаются на повторный курс, если не усвоили какие-то предметы.
Также достаточно широко используется внеурочная форма обучения, в которую входят семинарские занятия, практикумы, факультативные занятия, экскурсии, предметные кружки, спортивные секции, домашняя учебная работа, консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции и т.д
Специальными или дополнительными формами организации обучения, дополняют и развивают классно-урочную деятельность учащихся.
Семинарские занятия - используют в старших классах после изучения основных разделов программы с целью развития интереса к учебному предмету, повышение эффективности коллективной работы по осмыслению и систематизации знаний, формирование у учащихся умения самостоятельно добывать знания.
В зависимости от сложности и объема требований школьные семинары условно разделяют на три группы:
1) подготовительные занятия;
2) собственно семинарские;
3) межпредметные семинары.
При проведении подготовительных семинаров учащихся знакомят с новыми формами работы; развивают умение самостоятельно изучать программный материал, составлять план и тезисы выступления, участвовать в обсуждении вопросов семинара, вести дискуссию. По целевой направленности подготовительные семинары делятся на семинары повторения и систематизации знаний, умений и навыков; семинары изучения нового материала; смешанные семинары, которые предусматривают решения не одной, а нескольких дидактических целей.
По способу проведения (методом) семинарские занятия являются следующих видов: развернутая беседа, диспут, комментируемое чтение, решение задач, обсуждение докладов, сообщений, результатов творческих работ.
Практикум - форма организации процесса обучения, которая обеспечивает самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ и применения усвоенных ранее знаний, умений и навыков. Эту форму используют после изучения крупных разделов учебного курса или в конце учебного года.
Технология проведения практикума предусматривает разделение учащихся на малые группы, каждая из которых выполняет определенный вид лабораторной или практической работы (дифференцированное обучение). Сложные работы поручают ученикам с высоким уровнем подготовки. Важным условием проведения практикума являются глубокие знания, прочные навыки и умения. Поэтому ему предшествуют уроки повторения, обобщения и систематизации учебного материала.
Средством управления учебной деятельностью при проведении практикума выступает инструкция, которая регламентирует и определяет действия учащихся.
Факультатив - форма организации обучения, основными задачами которой является углубление знаний учащихся старших классов по отдельным предметам, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, подготовка к сознательному выбору профессии, к будущей работе в той или иной отрасли производства, культуры и искусства. Факультативы открывают широкие возможности для стимулирования умственной деятельности учащихся, и является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями.
Факультативы обеспечивают эффективное групповое дифференцированное обучение, потому что в отличие от других форм обучения, для них характерными являются такие особенности, как общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного материала, познавательная активность.
По образовательным задачам выделяют следующие виды факультативов:
углубленного изучения учебных предметов,
изучение дополнительных дисциплин (логика, второй иностранный),
изучение дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, машинопись)
Информация по теме:
Исторический аспект теоретического мышления
В истории философии еще с древности наметилось различие двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение и описание результатов чувственного опыта, с другой - на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Особенно четко это ра ...
Система начального образования Л.В. Занкова особенности комплекта учебников
по системе Л.В. Занкова
Дидактическая система, ведущая цель которой оптимальное общее развития каждого школьника, разрабатывалась в процессе многолетнего педагогического эксперимента Л.В. Занковым и его учениками. В 60-е годы прошлого столетия была сформулирована Концепция этого учения, включающая основную идею, принципы ...
Казахские пословицы о трудолюбии
Богатство джигита – труд. Без птиц озеро сирота, без людей земля сирота. Без тяжелого легкого нет, без труда жизни нет. Волка ноги кормят, чабана – его палка. Верблюд под вьюком старится. В кусочке хлеба – капля пота. Где земля богата, там и народ богат. Дело покоряется тому, кто его любит. До пота ...