Имиджевые характеристики педагога

B современных исследованиях понятие имидж педагога, учителя трактуется неоднозначно. Авторы акцентируют внимание на отдельных его сторонах. Когда речь идет об имидже учителя, педагога, за основу берется социально-психологический контекст, рассматривается его проявление в ситуациях взаимодействия учителя с учениками, родителями, коллегами.

Так, A. A. Калюжный понимает имидж учителя как социально-психологическую категорию, социальную перцепцию. По его мнению, имидж - это образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительны - ми ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Имидж учителя рассматривается ученым в рамках профессионального имиджа и является личностным феноменом, который имеет социально-психологическую природу, детерминированную субъектом личности учителя как специалиста-профессионала. Он отражает значимые особенности личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога.

Г. M. Коджаспирова, A. Ю. Коджаспиров определяют имидж учителя как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанника, коллег, социального окружения, массовом сознании.

B. H. Черепанова, говоря об индивидуальном имидже педагога в контексте реализации гуманистической концепции образования, определяет гармоничную совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств учителя, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса [23]. А. Тарасенко характеризует индивидуальный имидж учителя как компонент культуры педагогической деятельности, который предопределяет успешность профессиональной деятельности учителя, так как позволяет ему лучше проявить личностные и деловые качества. По его мнению, индивидуальный имидж - это система личностных качеств учителя (толерантность, тактичность, доброжелательность, рефлексивность и др.) и психологических средств (вербальных и невербальных, способов общения, позиций, ролей), к которым целенаправленно прибегает учитель с целью достижения оптимального результата педагогической деятельности . Л. П. Качалова обращает внимание на то, что имидж учителя - это интегральное, целенаправленно сформированное, целостное, динамичное качество, обусловленное соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних личностных и индивидуальных качеств педагога, призванное обеспечить гармоничное взаимодействие его с самим собой и участниками образовательного процесса и позволяющее реализовать педагогическую деятельность через формирование позитивного мнения.

Констатируя активную разработку различных аспектов имиджа учителя, педагога мы считаем, что проблема педагогического имиджа пока не стала предметом специального исследования. Анализ научных трактовок понятий имидж, имидж учителя, имидж педагога позволяет нам сделать вывод о том, что единого научно-структурированного толкования понятия педагогический имидж не существует. Более того, этот термин в литературе встречается крайне редко, данное понятие отсутствует в словарях и энциклопедиях, нет и работ, раскрывающих сущность, содержание, технологии формирования педагогического имиджа учителя. Вышесказанное позволяет говорить о том, что понятие педагогического имиджа учителя как научная проблема является актуальным и перспективным в современной педагогической науке.

Учитывая имеющиеся в педагогических исследованиях сущностные характеристики имиджа учителя, мы считаем, что педагогический имидж учителя должен быть определен как образ, представляющий совокупность внутренних (личностных, профессиональных качеств, выражающихся в индивидуальном стиле деятельности учителя) и внешних характеристик (культура вербального и невербального общения) в совокупности с эстетическим оформлением одежды, прически, макияжа и прочих атрибутов габитуса, который создается в результате прямого их восприятия в процессе взаимодействия учителя с участниками педагогического процесса либо косвенно через мнение других людей.

Информация по теме:

Общая характеристика пространственного мышления
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных д ...

Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются п ...

Разработка и апробация комплекса упражнений по использованию видео в обучении культуре иноязычного общения в средней школе
Нами был разработан комплекс упражнений по использованию видео в обучении культуре иноязычного общения. Комплекс упражнений был апробирован на базе гимназии № 10 г. Минска в 9 «Б» классе. Некоторые уроки были полностью посвящены просмотру аутентичного видеоматериала, на некоторых видеоматериал преп ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru