Характеристика невербальных средств общения как инструмента создания имиджа педагога

Педагогика » Характеристика невербальных средств общения как инструмента создания имиджа педагога

Актуальность исследования может рассматриваться в контексте происходящих в начале XXI века реформ во многих сферах российского общества, в том числе в образовании. Сегодня объективно назрела потребность в изучении и совершенствовании личностно-профессиональных качеств учителя. В этом свете одним из важных и до сих пор недостаточно исследованных аспектов этой проблемы является профессиональный имидж учителя и его формирование в условиях школьного учебного процесса.

В настоящее время специалистами различных направлений активно разрабатывается проблемы имиджа образовательных учреждений как элемента их конкурентоспособности и продвижения на рынке.

Имидж школьного учителя также привлекает внимание исследователей в виду очевидной значимости темы. Особое научное значение проблемы имиджа учителя определяется как минимум тремя обстоятельствами: во-первых, влияние учителя в современной школе во многом носит неформальный психологический характер; во-вторых, по мнению детей, современный имидж занимает второе место в списке десяти профессионально значимых качеств учителя; в-третьих, из-за воздействия культурологического фактора, состоящего в том, что личность учителя становится заметной лишь на определенном культурном фоне.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).

Особое место в формировании имиджа педагога занимает невербальный компонент, так как движение рук человека, жестикуляция, сочетаясь с мимикой и выражением глаз, заключает в себе, как известно, большой выразительный потенциал.

Общение педагога и ребенка состоит, прежде всего, в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации. Общаясь с детьми, педагог значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов ребенка, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова.

Средства невербального общения всегда, так или иначе, задействованы в ходе процесса педагогической деятельности, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии педагога с ребенком, как, впрочем, с любым субъектом общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам: мимика, прикосновение, жест, дистанция общения, визуальное взаимодействие, интонация.

Цель курсовой работы – изучение психологических особенностей использования невербальных средств при создании имиджа педагога.

Предмет работы – имидж педагога, объект – невербальные средства общения как компонент педагогического имиджа.

Задачи работы:

1. Охарактеризовать понятие имиджа.

2. Рассмотреть имиджевые характеристики педагога.

3. Проанализировать педагогический потенциал невербальных средств коммуникации.

Информация по теме:

Внимание как условие познавательной активности
Одно из важнейших условий активизации учебно-познавательной деятельности — мобилизация внимания всех учащихся группы и оперативное управление им не каждом этапе урока. Видимо, любой метод обучения станет активным, если он реализуется на фоне интенсивного и устойчивого внимания учащихся. Психологиче ...

Определение понятия компетентности
Компетентность в языковом образовании нередко ассоциируется с понятием «коммуникативная компетенция», что лишь частично раскрывает его сущность. В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих област ...

Уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и в норме
По результатам выполнения заданий каждым ребенком были получены индивидуальные и среднегрупповые значения экспериментальной (приложение 1) и контрольной групп (приложение 3). Качественно-количественный анализ выполнения заданий представлен следующим образом. Анализ результатов, полученных в ходе вы ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru