Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации

Педагогика » Характеристика невербальных средств общения как инструмента создания имиджа педагога » Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации

Страница 1

В сложной информационной структуре педагогической коммуникации устная речь становится далеко не единственным средством передачи сообщений. Кроме вербальных и паравербальных существуют невербальные каналы и средства передачи информации, которые могут быть эффективно использованы в коммуникативной деятельности. Исследователи коммуникационных процессов утверждают, что в среднестатистическом акте коммуникации передача информации происходит за счет вербальных средств на 45%, из них на долю слов приходится 7%, других звуковых средств (тон голоса, интонация) – 38%, а невербальных средств – на 55%.

По мнению А.Г.Асмолова, для современного учебного процесса характерен определенный «лингвоцентризм», выражающийся в центрации на словах при игнорировании невербальных компонентов. При построении педагогического процесса в центре внимания обычно находятся вербальный и организационный компоненты .

Насколько значимы в педагогической деятельности невербальные средства, говорят ответы студентов на вопрос «Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде всего?» На первое место они поставили выражение лица и глаз – 80%, а затем голос – 60% опрошенных.

Невербальная коммуникация предполагает передачу информации без использования каких-либо видов устной и письменной речи. Невербальные средства делятся на первичные, естественные языки, в которых используются возможности человеческого лица и тела (пантомима, мимика, система жестов), и вторичные, искусственно созданные (азбука Морзе, нотная грамота, языки программирования и др.).

Невербальные средства являются самостоятельными источниками информации, а также контекстным или смысловым дополнением к вербальному сообщению. Они зачастую становятся в коммуникативной деятельности средством передачи личностных смыслов. Понятие невербальной коммуникации включает: язык глаз и тела; проксемику (характеристики межличностной дистанции); имиджевые проявления. В.А.Лабунская подчеркивает, что невербальное общение создает образ партнера; выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения и показателя статусно-ролевых отношений; является индикатором актуальных психических состояний личности; выполняет функцию экономии речевого сообщения; усиливает эмоциональную насыщенность сказанного или выполняет функцию разрядки.

По данным А.Е.Петровой, опытный учитель до 50-90% информации получает не из слов ученика, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда. По невербальному каналу в системе общения может передаваться до 10 различных видов информации, носящих индивидуально-личностный, эстетический, возрастной, половой, пространственный и иной характер.

К.С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств: глазами, голосом, движением рук и пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие.

Интересный прием невербального воздействия – «свечение» - описывает врач-психиатр В.Леви. «Свечение – прием, заимствованный из психотехники гениев коммуникабельности. Говорят: «его лицо светилось улыбкой», «весь светится», «лучистые глаза», «солнечные натуры». Учитель должен уметь включать внутренний свет.

Вы можете излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда – горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник. Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то… И включайте их без повода, просто так. Наступит момент и эти состояния будут приходить к вам сами… Легко, естественно, непринужденно… Если хотите успеха – запомните:

Свечение должно быть рефлексом на человека, на жизнь… Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве.

Каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимоотношения, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение.

Не заботьтесь о результате… Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом общения».

Особое место в структуре невербальных средств педагогической коммуникации занимает жестовое поведение учителя. Жест, обладая свойством «тайное делать явным», в коммуникации способен обнажать человеческие реакции и служить неосознанным выражением смыслов. По данным Т.П.Усольцева и Т.Т. Григорьевой, посредством жестов передается до 40% информации.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Подготовка студентов старших курсов к осуществлению управления учебно-воспитательным процессом по иностранным языкам в школе
На старших курсах совершенствуется процесс формирования профессиональной активности, углубляется понимание важности овладения идеями управления в деятельности будущего учителя. Изучаемые в ВУЗе предметы: дают студентам информацию об основах управления познанием и процессом воспитания, раскрываются ...

Характеристика основных умений в науке
Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счёт, организация учебной работы и т. д.) и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно р ...

Социальное воспитание как основа социально-культурной работы
Современная педагогическая наука социальное воспитание рассматривает как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром через достижение жизненного успеха, социальной компетентности, социального самоопределения. Как ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru