Для характеристики психолого-педагогической сущности и структуры эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке, а также особенностей проектирования и реализации процесса его формирования, необходимо раскрыть сущность и структуру этого феномена. В связи с этим целесообразно раскрыть значение понятия «эмоционально-ценностное отношение к музыке».
В контексте нашего исследования важным является вопрос о том, какие функции выполняет эмоционально-ценностный компонент содержания образования, поскольку четкое понимание этого аспекта позволяет адекватно конструировать экспериментальную деятельность по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке.
Теоретический анализ (И.Я. Лернер, Г.А. Лобанова, П. Сэловей и др.) психолого-педагогической литературы показал, что можно выделить следующие функции эмоционально-ценностного компонента содержания образования: воспитательная (освоение личностью общечеловеческих ценностей); аксиологическая (ознакомление школьников с понятиями «ценность», «общечеловеческие ценности» и др.; создание условий для принятия культурных ценностей в свой внутренний мир); эмоциогенная (создание эмоционального фона в жизнедеятельности ученика; формирование «эмоционального интеллекта»); мотивационно-познавательная (механизм включения учащихся в педагогический процесс); оценочная (обучение умению выделять критерии оценки ценностей, на основе которых может происходить освоение общественных ценностей личностью); развивающая (развитие субъектности личности школьника, его способности к активным действиям, к принятию решения, к определенной самостоятельности); коммуникативная (сближение субъектов учебной деятельности на основе близости по качеству ценностей и эмоций); креативная (овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры); когнитивная (обучение эффективным приемам мышления, восприятия, понимания, запоминания и воспроизведения изученного материала, в том числе и музыкального). В содержание эстетического отношения А.И. Буров включает особенности объекта отношения, его субъекта; сам характер их взаимосвязи; реализующихся в восприятиях, оценках, переживаниях, суждениях и взглядах, ассоциациях, идеальных представлениях и эстетических потребностях. Развивая эти мысли, Л.П. Печко отмечает, что в контексте приобретаемого чувственного, эстетического, культурного и художественного опыта в школьном возрасте на разных его стадиях складываются личные эстетические картины мира и человеческого бытия, художественно-образные модели реальности и фантазии, созданные искусством и преобразованные в индивидуальном эстетическом сознании, в преломлении через личностно-смысловые мотивы и ценности. Опыт эмоционально-ценностного эстетического отношения, с точки зрения этого исследователя, является сложной внутренней средой, зерном растущего эстетического сознания, т.к. чувства связаны с личной мотивацией, доминантой потребностей. Соглашаясь с этой позицией, мы считаем, что такой опыт в младшем школьном возрасте можно получить в первую очередь в общении с музыкой через включение детей в различные виды музыкальной деятельности. При этом ценности можно рассматривать как «ядро» (термин А.А. Бодалёва) целостности формирующейся личности, что определяет её направленность и создаёт основу единства разнообразных отношений, в которых реально существует и функционирует ребёнок. По словам К.А. Абульхановой-Славской, отношения личности – это те «мосты», которые она строит в жизни, без которых невозможно ее дальнейшее движение; сама жизнь есть некоторые ценностно-смысловые и, вместе с тем, жизненно-практические обобщения, некоторые основные направления, по которым развертывается активность личности. Они проявляются в постановке задач, которые решает личность, в избирательности к этим задачам, разной мере активности, настойчивости, самостоятельности, которые она проявляет при их решении».
Информация по теме:
Воспитание как средство формирования личности человека
Основой воспитания (фундаментом фундамента) является воспитательная готовность — особое состояние психофизиологических структур, которое формируется под воздействием внешних и внутренних факторов и предшествует собственно воспитанию и обучению, всякому психическому процессу: ощущению, восприятию, п ...
Характеристика основных умений в науке
Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счёт, организация учебной работы и т. д.) и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно р ...
Возрастные особенности психофизиологического развития детей и
их изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития ребенка. В разных ее видах (рисовании, лепке, работе над аппликацией и т.д.) у него развивается особая форма познания окружающего мира в процессе его восприятия, формируются его эмоциональные переживания, волевые и личностные качества ...