Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 1

Для характеристики психолого-педагогической сущности и структуры эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке, а также особенностей проектирования и реализации процесса его формирования, необходимо раскрыть сущность и структуру этого феномена. В связи с этим целесообразно раскрыть значение понятия «эмоционально-ценностное отношение к музыке».

В контексте нашего исследования важным является вопрос о том, какие функции выполняет эмоционально-ценностный компонент содержания образования, поскольку четкое понимание этого аспекта позволяет адекватно конструировать экспериментальную деятельность по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке.

Теоретический анализ (И.Я. Лернер, Г.А. Лобанова, П. Сэловей и др.) психолого-педагогической литературы показал, что можно выделить следующие функции эмоционально-ценностного компонента содержания образования: воспитательная (освоение личностью общечеловеческих ценностей); аксиологическая (ознакомление школьников с понятиями «ценность», «общечеловеческие ценности» и др.; создание условий для принятия культурных ценностей в свой внутренний мир); эмоциогенная (создание эмоционального фона в жизнедеятельности ученика; формирование «эмоционального интеллекта»); мотивационно-познавательная (механизм включения учащихся в педагогический процесс); оценочная (обучение умению выделять критерии оценки ценностей, на основе которых может происходить освоение общественных ценностей личностью); развивающая (развитие субъектности личности школьника, его способности к активным действиям, к принятию решения, к определенной самостоятельности); коммуникативная (сближение субъектов учебной деятельности на основе близости по качеству ценностей и эмоций); креативная (овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры); когнитивная (обучение эффективным приемам мышления, восприятия, понимания, запоминания и воспроизведения изученного материала, в том числе и музыкального). В содержание эстетического отношения А.И. Буров включает особенности объекта отношения, его субъекта; сам характер их взаимосвязи; реализующихся в восприятиях, оценках, переживаниях, суждениях и взглядах, ассоциациях, идеальных представлениях и эстетических потребностях. Развивая эти мысли, Л.П. Печко отмечает, что в контексте приобретаемого чувственного, эстетического, культурного и художественного опыта в школьном возрасте на разных его стадиях складываются личные эстетические картины мира и человеческого бытия, художественно-образные модели реальности и фантазии, созданные искусством и преобразованные в индивидуальном эстетическом сознании, в преломлении через личностно-смысловые мотивы и ценности. Опыт эмоционально-ценностного эстетического отношения, с точки зрения этого исследователя, является сложной внутренней средой, зерном растущего эстетического сознания, т.к. чувства связаны с личной мотивацией, доминантой потребностей. Соглашаясь с этой позицией, мы считаем, что такой опыт в младшем школьном возрасте можно получить в первую очередь в общении с музыкой через включение детей в различные виды музыкальной деятельности. При этом ценности можно рассматривать как «ядро» (термин А.А. Бодалёва) целостности формирующейся личности, что определяет её направленность и создаёт основу единства разнообразных отношений, в которых реально существует и функционирует ребёнок. По словам К.А. Абульхановой-Славской, отношения личности – это те «мосты», которые она строит в жизни, без которых невозможно ее дальнейшее движение; сама жизнь есть некоторые ценностно-смысловые и, вместе с тем, жизненно-практические обобщения, некоторые основные направления, по которым развертывается активность личности. Они проявляются в постановке задач, которые решает личность, в избирательности к этим задачам, разной мере активности, настойчивости, самостоятельности, которые она проявляет при их решении».

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Исследование влияния проблемной ситуации на активизацию мыслительной деятельности учащихся
С целью экспериментальной проверки степени активизации мыслительной деятельности была исследована выборка из 25 учащихся 10 «а» класса (15 мальчиков и 10 девочек). Физически и умственно все дети здоровы. Результаты исследования по методике № 1 представлены в таблице 1. Таблица 1. № Время Скорость п ...

Исследование состояния речи детей среднего дошкольного возраста
Целью проведения исследования является выявление влияния сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проводилось нами в сентябре-декабре 2012 г. в МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» комбинированного вида города Белово». Эксперимент проводил ...

Анализ программ по биологии с точки зрения возможностей дидактических поисковых моделей
Организация учебной деятельности школьников зависит от содержания учебного материала, возрастных особенностей и общего уровня подготовки школьников. В связи с поставленными перед школой задачами возрастают требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Анализируя предлагаемые ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru