Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 2

Следует отметить также то обстоятельство, что ценностно-ориентированная деятельность предполагает участие школьника в качестве полноправного субъекта педагогического процесса, поскольку сопровождается напряженной эмоционально-психической работой его сознания. Это означает, что на этапе целеполагания, в соответствии с требованиями исходящими от ценности, учащийся решает, для чего совершать данную деятельность. Далее, на этапе осознания происходит поиск решения: что необходимо делать для реализации данной ценности. Затем, на этапе осмысления субъект ищет смысловое решение освоения ценности: как совершать данную деятельность. Если некоторые из этапов в процессе освоения ценности будут пропущены, то это приведет к механическому принятию чужих стереотипов мышления или поведения; деятельность утратит свой творческий, осознанный характер. В отношении художественно-эстетических ценностей вообще и музыкальных ценностей, в частности, в школьном музыкальном образовании как раз превалирует именно такое механическое принятие, которое, естественно не формирует у учащихся эмоционально-ценностное отношение к музыкальной деятельности. Рассматривая вопрос о структуре эмоционально-ценностного отношения к музыке, мы установили, что большинство ученых, как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, М.С. Каган и др.), так и зарубежных (В. Олпорт, Х. Триандис и др.), выделяют три взаимосвязанных компонента ценностных отношений:

познавательный (когнитивный) компонент, т.е. убеждения человека и его фактическое знание об объекте;

эмоциональный (аффективный) компонент, т.е. представление об оценке, его эмоциональной реакции на объект;

поведенческий (деятельностный) компонент, т.е. поведенческое намерение человека по отношению к объекту отношения.

Именно из согласованности мыслей, чувств и поступков мы делаем вывод о наличии определенного отношения. Так как отношения характеризуются внутренней согласованностью, то закономерно предполагать их тесную взаимосвязь с поведением.

Опираясь на данный классический подход к определению компонентов ценностных отношений, мы пришли к выводу, что в структуре эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности, как устойчивом личностно-смысловом образовании, можно выделить следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и продуктивно- рефлексивный.

Данное положение мы подкрепляем мнением Э.Б. Абдуллина о том, что в основу постановки задач обучения музыке должны быть положены различные аспекты формирования опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности:

первая задача — формирование эмоционального отношения;

вторая задача — формирование осознанного отношения;

третья задача — формирование деятельно-практического отношения.

Когнитивный компонент отражает осознание ребёнком значимости эмоционально-ценностного отношения к музыке как важному виду искусства и необходимой человеческой деятельности. Определяя содержание и форму ценностного отношения, М.С. Каган подчеркивал, что ценностное отношение, как все культурные явления и процессы, имеет содержание и форму проявления этого содержания. Содержательная сторона ценностного отношения – воплощенное в нем осмысляющее отношение субъекта к объекту, отражающее реальное, жизненно-практическое отношение данного объекта к субъекту. Другими словами, речь идет о мировоззрении субъекта, ибо мировоззрение субъекта и есть не что иное, как система ценностей. В.Н.Мясищев подчеркивал сознательность отношений, их смыслообразующий характер. Отношение предполагает, по его словам, осознание личностью определенных явлений как ценных или не ценных, выработку определенных представлений о них, а, следовательно, проникновение в смысл, в сущность этих явлений, т.е. делает познание и оценку необходимым актом формирования ценностных ориентаций.

Эмоционально-оценочный компонент включает эмоциональное отношение ребёнка к музыкальной деятельности, проявляющееся в устойчивости эмоционального переживания, интеллектуальной отзывчивости и удовлетворенности от процесса освоения различных видов музыкальной деятельности, способности давать осмысленную оценку произведениям музыкального искусства, высказывать своё суждение. Собственно задача музыкального образования и состоит в том, чтобы в процессе самоопределения в культуре учащийся на основе соотнесения своей системы ценностей с общечеловеческими и другими ценностными системами, осуществил осознанный выбор и сформировал устойчивую и непротиворечивую систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и самоопределение личности, гармонизацию ее отношений с миром и с самим собой. В свою очередь, достаточно высокий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента позволяет человеку избирательно относиться к окружающим явлениям, проявлять надситуативную активность, наиболее адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную ценность (для себя), но и объективную (для всех), то есть ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества, в том числе и музыкальной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижност ...

Триединая цель урока как главное условие успешной организации и проведения урока
Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели – нет управления, без цели – нет результата. Цель - это заранее запрограммированный результат, который человек должен получит в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Тр ...

Обзор изменений в образовательной и правовой сфере при реализации курса «ОРКиСЭ»
Изучение национальной культуры и религиозных традиций российского социума является одной из задач нашего государства – осознание человеком своей этнической и культурной идентичности необходимо для отождествления себя с обществом, в котором он родился и вырос. Поскольку Россия исторически объединила ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru