Мотивационный аспект познавательной деятельности

Страница 1

Составной частью общей проблемы отношений личности является отношение учащихся средней специальной школы к учебной деятельности. В исследованиях структуры отношения к учению имеется несколько подходов, в основу которых положены следующие выводы.

1. Структуру отношения к учению определяет мотивационная сторона.

2. Отношение к учению выражает единство интеллектуального, эмоционального и волевого или поведенческого компонентов.

3. Структура отношения к учению включает мотивационный, эмоциональный и другие компоненты.

Наиболее глубоко теоретически и экспериментально исследован мотивационный аспект отношения к учению. Многие психологи (Л. И. Божович, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, П. М: Якобсон и др.) центральным компонентом, ядром отношения к учению считают учебную мотивацию.

Исходя из имеющихся в литературе теоретических положений и данных экспериментальных исследований мы отношение к учению рассматриваем как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности» с определенной стороной объективной действительности (с учебной деятельностью), понимая под отношением личности целостное структурное образование, представляющее собой единство определенным образом взаимосвязанных различных компонентов.

В структуре отношения к учебной деятельности выделяются такие взаимосвязанные его компоненты, как мотивация учения и эмоциональные переживания, вызываемые учебной деятельностью и связанные с удовлетворенностью ею учащихся.

По содержанию доминирующих в индивидуальных мотивационных комплексах мотивов учения мы выделили следующие типы мотивации, представляющие собой три вида комплексов побуждений к учебной деятельности.

1. Положительная мотивация, которая включает мотивацию общественного, морального и познавательного содержания — гражданский долг, осознание общественной значимости образования; потребность в знаниях; интерес к учебному предмету и содержание учебной деятельности; мотивы профессионально-ценностные; стремление самосовершенствоваться в процессе учения, а также занять определенное место в коллективе.

Такая структура мотивации характерна для учащихся с высокой учебной активностью, целеустремленно и самостоятельно работающих над собой, много читающих, и не только литературу по учебным предметам. Как правило, они хорошо учатся, принимают активное участие в общественной жизни.

Повышение успехов в учебной деятельности заключается в повышении качества учебно-воспитательной работы. Средства решения этой задачи мы усматриваем в обеспечении преподавателями активного получения знаний, связи обучения с жизнью и его содержательности с учетом индивидуальных возможностей, учащихся и их отношения к учебной деятельности, в воспитании понимания значимости знаний и потребности в учении, в повышении требовательности со стороны преподавателей.

В процессе исследования изучался также вопрос о том, изменяются ли мотивы учения под влиянием учебной деятельности. С этой целью на протяжении года в двух техникумах проводилась целенаправленная психолого-педагогическая работа, которая включала: 1) нравственно-психологическое просвещение: индивидуальные и коллективные занятия, лекции, диспуты по специально разработанной тематике, 2) воздействие коллектива; 3) целенаправленную деятельность преподавателей.

В первом техникуме преподаватели и экспериментатор обращали внимание на развитие познавательных мотивов учения: интерес учащихся сосредоточивался на содержании учебных предметов, на усвоении и понимании программного материала, подчеркивалось значение образования в жизни человека, в его будущей профессиональной и общественной деятельности. Во втором — больше внимания уделялось развитию мотивов учения, обусловливающихся общественной активностью: все учащиеся привлекались к общественной работе, интерес их сосредоточивался на возможности применения знаний на практике, хотя усвоению программного материала также уделялось должное внимание.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов; организация исследования
В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет. Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы ...

Проведение констатирующего эксперимента по изучению сформированности речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста
Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности речевых умений детей, осуществлялось методом исследования, состоящего из диагностических ситуаций. Блок диагностических ситуаций: «Пассивный взрослый» «Совместная игра со взрослым» «Совместное разглядывание к ...

Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников
Отклоняющимся обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их с ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru