Мотивационный аспект познавательной деятельности

Страница 1

Составной частью общей проблемы отношений личности является отношение учащихся средней специальной школы к учебной деятельности. В исследованиях структуры отношения к учению имеется несколько подходов, в основу которых положены следующие выводы.

1. Структуру отношения к учению определяет мотивационная сторона.

2. Отношение к учению выражает единство интеллектуального, эмоционального и волевого или поведенческого компонентов.

3. Структура отношения к учению включает мотивационный, эмоциональный и другие компоненты.

Наиболее глубоко теоретически и экспериментально исследован мотивационный аспект отношения к учению. Многие психологи (Л. И. Божович, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, П. М: Якобсон и др.) центральным компонентом, ядром отношения к учению считают учебную мотивацию.

Исходя из имеющихся в литературе теоретических положений и данных экспериментальных исследований мы отношение к учению рассматриваем как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности» с определенной стороной объективной действительности (с учебной деятельностью), понимая под отношением личности целостное структурное образование, представляющее собой единство определенным образом взаимосвязанных различных компонентов.

В структуре отношения к учебной деятельности выделяются такие взаимосвязанные его компоненты, как мотивация учения и эмоциональные переживания, вызываемые учебной деятельностью и связанные с удовлетворенностью ею учащихся.

По содержанию доминирующих в индивидуальных мотивационных комплексах мотивов учения мы выделили следующие типы мотивации, представляющие собой три вида комплексов побуждений к учебной деятельности.

1. Положительная мотивация, которая включает мотивацию общественного, морального и познавательного содержания — гражданский долг, осознание общественной значимости образования; потребность в знаниях; интерес к учебному предмету и содержание учебной деятельности; мотивы профессионально-ценностные; стремление самосовершенствоваться в процессе учения, а также занять определенное место в коллективе.

Такая структура мотивации характерна для учащихся с высокой учебной активностью, целеустремленно и самостоятельно работающих над собой, много читающих, и не только литературу по учебным предметам. Как правило, они хорошо учатся, принимают активное участие в общественной жизни.

Повышение успехов в учебной деятельности заключается в повышении качества учебно-воспитательной работы. Средства решения этой задачи мы усматриваем в обеспечении преподавателями активного получения знаний, связи обучения с жизнью и его содержательности с учетом индивидуальных возможностей, учащихся и их отношения к учебной деятельности, в воспитании понимания значимости знаний и потребности в учении, в повышении требовательности со стороны преподавателей.

В процессе исследования изучался также вопрос о том, изменяются ли мотивы учения под влиянием учебной деятельности. С этой целью на протяжении года в двух техникумах проводилась целенаправленная психолого-педагогическая работа, которая включала: 1) нравственно-психологическое просвещение: индивидуальные и коллективные занятия, лекции, диспуты по специально разработанной тематике, 2) воздействие коллектива; 3) целенаправленную деятельность преподавателей.

В первом техникуме преподаватели и экспериментатор обращали внимание на развитие познавательных мотивов учения: интерес учащихся сосредоточивался на содержании учебных предметов, на усвоении и понимании программного материала, подчеркивалось значение образования в жизни человека, в его будущей профессиональной и общественной деятельности. Во втором — больше внимания уделялось развитию мотивов учения, обусловливающихся общественной активностью: все учащиеся привлекались к общественной работе, интерес их сосредоточивался на возможности применения знаний на практике, хотя усвоению программного материала также уделялось должное внимание.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Анатомо-физиологические и психические особенности детей среднего и старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высшего уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в ...

Духовно-нравственная культура в современном образовании
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» обеспечивает реализацию приоритетов Национальной доктрины образования, согласно которым система образования призвана обеспечить: · историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание ...

Пример использования педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников
В журнале "Справочник старшего воспитателя" (№2, 2009 г) приводится методическая разработка по использованию педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников. Педагоги-воспитатели разработали специальные наглядные пособия, позволяющие детям представить себе идеальный образец дейс ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru