В журнале "Справочник старшего воспитателя" (№2, 2009 г) приводится методическая разработка по использованию педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников.
Педагоги-воспитатели разработали специальные наглядные пособия, позволяющие детям представить себе идеальный образец действия, т.е. его наглядную модель. Эти дидактические пособия выполнены в виде оценочных карт, где схематически изображены последовательности действий и требование к их качеству. Например, в оценочной карте "Умывание" зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, споласкивание и отжимание рук, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расческа, зубная щетка), мытье рук после посещения туалета.
Таблица 2 – Образец оценочной карты
фамилия, имя ребенка |
эмблема |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
Их изображения понятны для дошкольников. Кроме этого в карте перечислены имена детей, а для нечитающих воспитанников представлены их индивидуальные значки-картинки. Каждому ребенку в соответствующую графу ставится значок-оценка, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им того либо иного действия. Пособие используется для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Такие карты разработаны для развития навыков культуры еды, самообслуживания, ухода за растениями, трудовых навыков и т.д. Они одновременно являются планом работы педагога и диагностикой сформированности навыков детей. Кроме этого данные пособия помогают повысить самоконтроль и самооценку детей. Решению этой задачи способствуют и другие наши пособия, например "Абажур "Культурный ребенок"", где в качестве опорных сигналов изображены правила культурного поведения. Пособие представляет собой куб на ножке. Так его легко можно повернуть любой из 4 граней, на каждой из которых изображены способы культурного приема пищи:
умение правильно держать ложку;
пользоваться ножом и вилкой;
пользоваться салфеткой.
![]() |
![]() |
Если так держать, то с ложки Не будут падать капли, крошки! Вот так держат дети ложку – Набирают понемножку!
Усвоению норм поведения способствует наглядное пособие "Хорошо – плохо", где в качестве образца используется изображение различных ситуаций, в которых герои совершают положительные или отрицательные поступки. Цель пособия: качественная оценка поступка, оценочная классификация, соотнесение представляемого и реального.
Информация по теме:
Влияние физических упражнений на развитие организма детей с нарушениями
интеллектуального развития
Рассматривать влияние физических упражнений на умственное развитие ребёнка можно только в ракурсе гармоничного развития детского организма. Попытка найти упражнение или комплекс упражнений, стимулирующих деятельность только головного мозга, обречена на неудачу. Это подтверждено многочисленными науч ...
Формирование этнотолерантности у младших школьников
В современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречие между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего мультикультурн ...
Методика проведения тестирования в
средней школе
С целью контроля уровня сформированности навыков и умений учащихся в средней школе обычно используется тестирование. Учитель средней школы не всегда может найти в методической литературе комплексы тестов по конкретной теме, поэтому иногда он сам разрабатывает тестовые задания на материале учебника ...