Мотивационный аспект познавательной деятельности

Страница 2

По истечении года в высказываниях учащихся первого техникума преобладали группы мотивов, обусловленные пониманием значения образования для удовлетворения интеллектуальной потребности, желанием получить среднее специальное образование и учиться дальше, пониманием роли знаний определенных предметов (физика, математика, химия) для профессиональной деятельности, а также связанные с их познавательными интересами.

Во втором техникуме преобладали мотивы, вытекающие из понимания значения образования для удовлетворения интеллектуальной потребности и участия в общественной работе, для будущей профессиональной деятельности, стремление получить среднее специальное образование и учиться дальше. Следует отметить, что в экспериментальной группе первого техникума больше чем в два раза по сравнению с контрольной группой возросло число указаний и процентное выражение мотивов, обусловленных пониманием значения знаний определенных учебных предметов, а также познавательными интересами. Во втором техникуме возросли показатели мотивов, связанные с пониманием значения образования для выполнения общественной работы.

Воздействие учебной деятельности на формирование положительного отношения к ней определяется и чувством познавательного роста в результате усвоения знаний, переживанием успехов, способностью оценить свои достижения в учебе, что в форме удовлетворенности учением отражается на моральном состоянии учащихся. Состояние удовлетворенности — итоговый показатель субъективного отношения к учению.

Как свидетельствуют материалы исследования, интерес к учению как умственной деятельности интенсивнее побуждает заниматься по всем учебным предметам хорошо успевающих учащихся. У большинства тех, кто имеет среднюю успеваемость, интерес к учебной деятельности высок по отдельным, наиболее интересным и значимым для них предметам, по которым они хорошо успевают.

Низкие результаты учения не свидетельствуют об отсутствии познавательных мотивов. Учащиеся с низкой успеваемостью, также указывают на желание получить определенные знания и умения. Однако отсутствие привычки к умственному труду, неумение владеть рациональными способами учебной деятельности, наличие пробелов в знаниях в значительной степени затрудняют успешное овладение учебным материалом. Таким образом, интерес к познанию не подкрепляется положительной оценкой, а следовательно, не вызывает чувства удовлетворенности учением. Познавательные мотивы для большинства учащихся с низкой успеваемостью выступают не как реально побуждающие, а как «знаемые».

Полученные данные свидетельствуют о том, что чем выше показатели успеваемости учащихся, тем выше показатели их мотивов общественного и высокого морального содержания, непосредственно связанных с учебной деятельностью и личными жизненными планами. В прямой зависимости от успешного учения учащихся средней специальной школы находится и состояние их удовлетворенности учебной деятельностью, отражающее не только эмоциональное удовлетворение результатами успеваемости, но и продвижение в осуществлении своих личных планов, реализации познавательных интересов, а также в выполнении общественных требований к образованию. Все это в конечном итоге определяет и формирует положительное отношение к приобретению знаний, которое, развиваясь под влиянием мотивов, стимулирующих процесс овладения знаниями, становится важнейшей детерминантой познавательной активности учащихся.

Важно также, что в процессе учебной деятельности учащихся внешние стимулы становились основой для формирования мотивов. В практике эта идея реализуется наиболее успешно в процессе выполнения индивидуальных исследовательских заданий по выбору.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Выбор методов обучения – важное условие проведения урока
Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это самый подвижный, самый динамичный, компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. И. П. Подласый дает такое определение методам обучения: «…Ме ...

Геометрические фигуры
В средней группе расширяются знания детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата они должны уметь различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр). Знакомиться с формами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем. Методика проведения ...

Литературное и музыкальное народное творчество
Литературное слово имеет большое значение и в русском народном творчестве. Человек стремился выразить в музыке свое отношение к миру, земле, небу, солнцу, звёздам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими человеческими чертами, просил заклиная их, даровать тепло, свет, уда ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru