Мотивационный аспект познавательной деятельности

Страница 2

По истечении года в высказываниях учащихся первого техникума преобладали группы мотивов, обусловленные пониманием значения образования для удовлетворения интеллектуальной потребности, желанием получить среднее специальное образование и учиться дальше, пониманием роли знаний определенных предметов (физика, математика, химия) для профессиональной деятельности, а также связанные с их познавательными интересами.

Во втором техникуме преобладали мотивы, вытекающие из понимания значения образования для удовлетворения интеллектуальной потребности и участия в общественной работе, для будущей профессиональной деятельности, стремление получить среднее специальное образование и учиться дальше. Следует отметить, что в экспериментальной группе первого техникума больше чем в два раза по сравнению с контрольной группой возросло число указаний и процентное выражение мотивов, обусловленных пониманием значения знаний определенных учебных предметов, а также познавательными интересами. Во втором техникуме возросли показатели мотивов, связанные с пониманием значения образования для выполнения общественной работы.

Воздействие учебной деятельности на формирование положительного отношения к ней определяется и чувством познавательного роста в результате усвоения знаний, переживанием успехов, способностью оценить свои достижения в учебе, что в форме удовлетворенности учением отражается на моральном состоянии учащихся. Состояние удовлетворенности — итоговый показатель субъективного отношения к учению.

Как свидетельствуют материалы исследования, интерес к учению как умственной деятельности интенсивнее побуждает заниматься по всем учебным предметам хорошо успевающих учащихся. У большинства тех, кто имеет среднюю успеваемость, интерес к учебной деятельности высок по отдельным, наиболее интересным и значимым для них предметам, по которым они хорошо успевают.

Низкие результаты учения не свидетельствуют об отсутствии познавательных мотивов. Учащиеся с низкой успеваемостью, также указывают на желание получить определенные знания и умения. Однако отсутствие привычки к умственному труду, неумение владеть рациональными способами учебной деятельности, наличие пробелов в знаниях в значительной степени затрудняют успешное овладение учебным материалом. Таким образом, интерес к познанию не подкрепляется положительной оценкой, а следовательно, не вызывает чувства удовлетворенности учением. Познавательные мотивы для большинства учащихся с низкой успеваемостью выступают не как реально побуждающие, а как «знаемые».

Полученные данные свидетельствуют о том, что чем выше показатели успеваемости учащихся, тем выше показатели их мотивов общественного и высокого морального содержания, непосредственно связанных с учебной деятельностью и личными жизненными планами. В прямой зависимости от успешного учения учащихся средней специальной школы находится и состояние их удовлетворенности учебной деятельностью, отражающее не только эмоциональное удовлетворение результатами успеваемости, но и продвижение в осуществлении своих личных планов, реализации познавательных интересов, а также в выполнении общественных требований к образованию. Все это в конечном итоге определяет и формирует положительное отношение к приобретению знаний, которое, развиваясь под влиянием мотивов, стимулирующих процесс овладения знаниями, становится важнейшей детерминантой познавательной активности учащихся.

Важно также, что в процессе учебной деятельности учащихся внешние стимулы становились основой для формирования мотивов. В практике эта идея реализуется наиболее успешно в процессе выполнения индивидуальных исследовательских заданий по выбору.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Нарушение поведения как психолого-педагогическая проблема
Отклоняющееся поведение- это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Однако ожидания со временем меняются. В СССР в 60—70-е годы школьные учителя боролись с "длинноволосыми" учениками, усматривая в этом подражание "буржуазном ...

Диагностика образовательного процесса детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в условиях внедрения ФГТ
Практическая часть исследования была проведена в группе «Колокольчики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 58 г. Йошкар-Олы «Золотой Ключик». Цель исследования: оптимизации образовательного процесса в группе «Колокольчики». Это достигается путем использов ...

Характеристика основных составляющих культуры умственного труда
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru