Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 4

Для нашего исследования важно рассмотрение феномена «эмоционально-ценностное отношение» и в контексте «духовно-ценностных ориентаций» личности, которые Т.Т. Щелина определяет как «…процесс и результат целенаправленного планомерного формирования и развития системы социальных установок личности, обусловливающих ее гуманистическое мировоззрение и социальную активную позицию». Т.К. Решетникова, исследующая культурологический подход в музыкальном образовании, пишет о том, что «степень развитости общей музыкальной культуры характеризуется через осознание ребенком личностного смысла музыки, какого-либо жизненного явления, углубление его эмоционально-ценностной значимости и способности выразить этот смысл средствами музыки».

Анализируя теоретические источники, мы обнаружили, что в методической литературе представлены ряд моделей по реализации процесса формирования эмоционально-ценностного отношения детей к музыке. Нашему исследованию в большей степени отвечает модель, разработанная Бахтиным А.В., т.к. данная модель рассчитана на младший школьный возраст, предполагает использование возможностей внеурочной деятельности учащихся.

Модель имеет блочно-модульную структуру в форме смысловых дидактических блоков: «Мы – композиторы», «Мы –исполнители», «Мы – слушатели», «Мы – поэты», «Мы – писатели», «Мы – художники» и реализуется на традиционных и интегрированных уроках музыки, а также внеурочных комплексных занятиях через совокупность традиционных (в частности «метода художественного анализа») и авторских инвариантных методов и приемов организации музыкальной деятельности учащихся («литературное прочтение музыкальных произведений» и «живописная подтекстовка музыкальных образов»).

Блок «Мы — композиторы» предполагает словесное «сочинение» музыки на основе литературного или живописного сюжета (с помощью терминов-характеристик); моделирование музыкального образа (с помощью словосочетаний).

Второй блок «Мы — исполнители» предполагает вокализацию мелодий инструментальных и оркестровых сочинений: с закрытым ртом; на гласный звук; импровизация на детских музыкальных инструментах: на ритмических инструментах; на мелодических инструментах.

Блок «Мы — слушатели» предполагает историко-художественный анализ музыкальных произведений; эмоционально-смысловой анализ музыкальных произведений.

Блок «Мы — поэты» учит детей подбирать литературную подтекстовку, сочиненять стихи на музыку.

Блок «Мы — художники» предполагает воспроизведение музыкальных образов в рисунках; графическое моделирование музыки; цветовое моделирование музыки.

Последний блок «Мы — писатели»: предполагает словесное описание музыки (с помощью терминов-характеристик, словосочетаний); написание рассказов (сочинений) о музыке (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний).

Этапы построены с постепенным усложнением. На каждом затрагиваются различные виды деятельности: словесное описание, пластическое интонирование, выражение музыки в цвете, отбор поэтических произведений и т. д.

Выявив специфику эмоционально-ценностного компонента содержания музыкального образования и в этом контексте ценностного отношения к искусству, мы получили возможность сделать некоторые выводы, сформулировать рабочее определение категории «эмоционально-ценностное отношение к музые».

Эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыке представляет собой мотивированную и осознанную личностную позицию, основанную на: систематизированных знаниях в области музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности, проявляющуюся в познавательном интересе к музыке; в устойчивых эмоционально окрашенных музыкальных предпочтениях и ценностных ориентациях, способности ярко и образно переживать музыкальные произведения; умении интерпретировать музыкальные произведения с привлечением других видов искусства; готовности к успешной исполнительской деятельности; способности осознавать и адекватно оценивать собственные результаты в данной сфере.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе возрастного развития
1. Результаты теста «Прыжок в длину с места» (см). Таблица №1 № п/п Ф.И. учащегося Результаты по классам, см 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 1. Алексей Б. 165 180 185 190 210 235 225 2. Александр Б. 120 155 160 160 180 190 200 3. Юрий В. 125 150 160 160 170 200 220 4. Александр Д. 150 16 ...

Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска
Рассмотрев учебные пособия курса «ОРКиСЭ», выявив существующие в них методологические погрешности, мы обратимся к опыту преподавания данного предмета, полученному в ходе педагогической практики, на базе пятых классов школ города Красноярска. Во время прохождения практики были проведены анкетировани ...

Система уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Часть 1. Знакомство с героями Эпизод 1. Письмо от матери. Социальное положение героев, отношение Жилина к матери. Эпизод 2. Отпуск. Щедрость Жилина, его отношения с товарищами. Эпизод 3. В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление второго героя, его портрет. Эпизод 4. Встреча с татарами. Как в ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru