Тенденции гуманизации и демократизации образования

Страница 1

В Европу идеи гуманизма проникли позже (XV — XVI вв.), они нашли свою почву в русском обществе и со временем трансформировались в русскую гуманистическую традицию. По утверждению философа В.А. Малинина, к русской гуманистической традиции следует подходить, как к историко-культурному явлению, в котором с отдаленных времен обнаруживаются три ясно различимых пласта: народный гуманизм (общинно - патриархальный по своему характеру), религиозный (отчасти христианско-демократический по сути) и светский (во многом философско-просветительский в своем теоретическом качестве). Русские философы всесторонне разрабатывали и старались привлечь всеобщее внимание к проблемам человеческой сущности.

Искания русской интеллигенции отразились не только в философских, но и в педагогических трудах. В работах ряда исследователей рассматривается проблема возникновения и развития гуманистических идей в отечественной педагогике. (А.О. Малинин, Ф. Егоров, Н.Д. Соколова, И.Л. Щипанов, Д. Бабишин и др.). Для понимания социальных и духовных проблем истории XVIII - первой половины XIX вв. большое значение имеют философские произведения Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О Лосского и др., исторические труды СМ. Соловьева, В.О. Ключевского

В трудах исследователей, посвященных проблемам демократизации и гуманизации общества и образования России, выражены различные подходы к идее гуманизации и демократизации как к особому явлению в жизни общества и отдельных граждан. Анализ работ в этой области показал, что содержание терминов демократизация и гуманизация образования трактуется исследователями, по крайней мере, в десяти вариантах: название различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название той области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; обозначение нравственных качеств личности (человечности, доброты, уважения; определение важнейшего фактора развития личности как высшей ценности, как цели; особые отношения между учителем и учащимися, индивидуальный подход к каждой личности; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др.)

Но при всем различии взглядов в большинстве случаев гуманизация и демократизация образования обосновывается как неограниченный в социокультурном пространстве, демократически ориентированный, интенсивный педагогический процесс, в центре которого находится личность ученика. Основным смыслом педагогического процесса становится свободное гармоничное развитие личности.

Проблемам демократизации и гуманизации российского образования посвящены историко-педагогические диссертационные исследования. Часть работ (А.В. Дикарева, В.М. Голованов), в которых рассматриваются вопросы, связанные с демократизацией и гуманизацией образования в России, к сожалению, написана с позиций идеологических установок: к прогрессивным идеям подходят как к «арене общественно-политической борьбы», или затрагивают аспекты интересующей нас идеи только в той мере, в какой это было необходимо для раскрытия основного содержания работы. Необходимо отметить, что освещенные в данных исследованиях исторические эпохи не совпадают с рамками избранного нами исторического периода. Несмотря на внимание исследователей к вопросам демократизации и гуманизации образования, данные идеи не получили своего научного осмысления по отношению к избранной нами исторической эпохе. Нет работ, предметом которых было бы изучение идеи гуманизации и демократизации в образовании России в обозначенный нами исторический период, что и обусловило выбор темы: «Тенденции демократизации и гуманизации образования в истории отечественной педагогики и школы конца XVIII — начала XIX вв.» Цель исследования: проследить процесс зарождения идей демократизации и гуманизации российского образования в период конца XVIII - начала XIX вв. и определить в изучаемом историческом опыте то, что представляет научную ценность для решения рассматриваемой проблемы на современном этапе.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: - проанализировать социально-экономические, политические и культурные преобразования, определившие возникновение в России в конце XVIII - начале XIX вв. гуманистических и демократических идей, а также выявить пути распространения западноевропейских просветительских учений в России в конце XVIII -начале XIX вв.; - проследить динамику развития прогрессивных идей гуманизации и демократизации российского образования в исследуемый период; - выявить основные гуманистические искания в теории образования и их применение в школьной практике в России в конце XVIII - начале XIX вв.; - охарактеризовать роль российской передовой педагогической общественности в деле развития демократических и гуманистических идей в образовании в России в рассматриваемую эпоху.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Содержание деятельности учителя по формированию основ мировоззрения
В основном, формирование научного мировоззрения в начальной школе закладывается на уроках окружающей среды, где младший школьник получает ответы на вопросы о законах, по которым существует окружающий мир. Чернышевский очень высоко оценивал роль и значение естественных наук. Он рассматривал их как м ...

Гипотеза, объект и предмет, цели и задачи исследования
Согласно гипотезе нашей работы мы предположили, что занятия в уголке живой природы будут способствовать развитию и формированию у детей субъективного отношения к природе. Поэтому мы поставили перед собой цель: исследовать влияние занятий в уголке живой природы на развитие и формирование субъективно ...

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе рассмотрим психолого-педагогическую особенность детей старшего дошкольного возраста. Как показал анализ литературы по данной проблеме (А. Валлон, А.Л. Венгер, Р.Я. Гузман, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.В. Рубцов, Л.М. Фридман, Г.А. ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru