Тенденции гуманизации и демократизации образования

Страница 2

Методологической основой исследования являются философскопедагогические и философско-социальные исследования о человеке (И.А. Ильин, Н.О.Л осский, Н.А. Бердяев и др.); положения о диалогическом подходе к культурному наследию прошлого (П.Ф. Каптерев, В.О. Ключевский, М. Соловьев и др.); философско-педагогические концепции взаимосвязи и взаимообусловленности мирового педагогического процесса, своеобразие его проявлений в отдельных странах (В.А. Малинин и др.); цивилизационный подход, позволяющий рассмотреть развитие русской педагогики во взаимосвязи со всемирным историко-педагогическим процессом (Г.Б. Корнетов, Б.С. Гершунский и др.).

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: историко-педагогический и сравнительный анализ различных литературных и документальных материалов, архивных источников; сопоставление, обобщение фактов, идей, источников, целенаправленно отобранных для исследования, оценка и анализ выявленных тенденций в ретроспективном и прогностическом плане и др.

Источниковедческой базой исследования явились материалы Российского государственного архива древних актов (РГАДА); Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.); материалы рукописных фондов государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (РНБ); Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК); издания Министерства народного просвещения, отражающие программно - методическую работу в общеобразовательных учреждениях; учебная и методическая литература исследуемого периода; труды философов-гуманистов, педагогов, общественных деятелей, а также исследования, посвященные анализу творчества педагогов изучаемого периода.

Хронологические рамки исследования. Они охватывают период — конца XVIII - начала XIX вв Данное историческое время в нашей стране связано с периодом реформирования различных сторон государственного управления, поисков новых идеалов духовности, попыток либерализации общественно-политической жизни, а также с просветительской деятельностью Екатерины II и Александра I, которая привела к огромным социально-культурным изменениям, в том числе, к созданию государственной системы образования, появлению новых типов образовательных учебных заведений. Период конца XVIII - начала XIX вв. характеризуется активным участием отечественной педагогической мысли в просветительском движении в стране.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что, в результате анализа многочисленных архивных и литературных источников: -выявлены тенденции развития демократических и гуманистических идей в отечественном образовании, обусловленные особенностями развития общественно-экономических отношений в России конца XVIII - начала XIX вв., а также целостно раскрыт сложный и неоднозначный процесс возникновения и развития данных просветительских идей в отечественном образовании; доказано, что накануне социально-экономических преобразований в жизни российского общества рассматриваемого нами исторического периода нормы гуманного воспитания провозглашались и поддерживались прогрессивными слоями российского общества; -обозначена качественная характеристика состояния подготовки педагогических кадров, а также состава учащихся государственных заведений, позволяющая представить степень влияния гуманистических и демократических идей на педагогическое образование и развитие содержания образования и методов обучения в российской школе в конце XVIII - начале XIX вв.; -выявлены основные демократические и гуманистические тенденции в теории и практике образования и воспитания в России конца XVIII - начала XIX вв. (расширение возможностей у различных слоев общества получения образования; стремление передовой школьной практики и педагогической мысли к изменению отношений между наставниками и учащимися и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что конкретизированы историко-педагогические представления о гуманизации и демократизации в теории и практике отечественного образования конца XVIII - начала XIX вв.; раскрыто взаимопроникновение гуманистических начал отечественной II педагогики исследуемого периода и профессивных идей западноевропейской культуры, находящие отражение в теории и практике российского образования, в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений; выявлено место исследуемого нами исторического периода в историко-педагогическом процессе гуманизации и демократизации системы народного образования в России. Полученные результаты пополнят научный фонд современных историко-педагогических исследований.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Исследование отечественных и зарубежных авторов по проблеме влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника
Богатая, правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, которая тормозит речевое развитие. Кроме влияния языкового окружения на становление речи, сле ...

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе рассмотрим психолого-педагогическую особенность детей старшего дошкольного возраста. Как показал анализ литературы по данной проблеме (А. Валлон, А.Л. Венгер, Р.Я. Гузман, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.В. Рубцов, Л.М. Фридман, Г.А. ...

Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Целью социально-педагогической деятельности является социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач. Деятельность социального педагога начинается с опред ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru