История исследования одежды русских крестьян Южного Алтая

Страница 1

Народная одежда, характеризуясь такими признаками как устойчивость и массовость, относится к тому культурному слою, который принято именовать "традиционно-бытовым".

Традиционная одежда складывается на протяжении всей многовековой истории народа и передается из поколения в поколение, обеспечивая, таким образом, преемственность этнокультурной информации. Вместе с тем для нормального функционирования этноса, наряду с межпоколенной, важное значение имеет и «синхронная информация, обеспечивающая его пространственную стабильность и культурную интегрированность».

Своеобразие бытования русской народной одежды заключалось в распространении ее форм с конца XVI - начала XVII вв. на обширных территориях не только Европейского, но и Азиатского континентов - в Сибири и на Дальнем Востоке. Под воздействием изменявшихся социально-экономических, экологических, этнических и других факторов складывались специфические черты одежды русских как Сибири в целом, так и отдельных ее областей, одной из которых является южный Алтай.

В литературе последних лет не раз указывалось на необходимость сопоставления сибирского материала с европейским в целях выявления общерусских традиционных черт культуры и закономерностей их развития. Это обусловлено, прежде всего, тем, что "этнодифференцирующую роль могут играть не только те компоненты культуры, которые едины для всего этноса, но и ее локальные варианты". Ареальное сравнительно-историческое исследование одежды русского населения Алтайского округа позволяет полнее рассмотреть его этнографический состав, а, следовательно, внести определенный вклад в изучение мест выхода, путей передвижения, внутренних миграций первопоселенцев края. Решение этих проблем по материалам второй половины XIX - начала XX вв. непосредственно связанно с рассмотрением процессов культурной интерференции между проживавшими здесь этносами, а также культурного взаимодействия различных в этнографическом отношении групп русских.

Первые, однако, очень краткие и несистематические упоминания о крестьянах южного Алтая и их одежде, содержатся в трудах ученых, участвовавших в экспедициях XVIII - начала XIX вв. - П.С. Палласа, И.П.Фалька, К.Ф. Ледебура и двух его помощников А. Бунге и К.А. Мейера. К.Ф. Ледебур встретил в долине р. Бухтармы крестьян, удививших его некоей "элегантностью быта".

Большая заслуга в описании и изучении одежды русского населения Алтайского округа принадлежит сибирскому этнографу-краеведу С.И.Гуляеву, который наиболее полно и обстоятельно описал костюмы алтайских каменщиков, "поляков" и, что особенно ценно, старожилов южного Алтая (последнее, правда, только в рукописи). С.И.Гуляев в своей работе помимо собственных наблюдений использовал и сообщения информаторов, проживавших в сельской местности и непосредственно наблюдавших быт крестьян. С.И. Гуляевым проведена работа большой научной значимости - описаны костюмы, хранящиеся в этнографическом отделе географического общества. Исследователь не только описывал народную одежду, но и анализировал ее, искал исторические корни.

В 60 - 70-х годах XIX в. Алтай привлекал внимание некоторых ученых своей неизученностью: тут проходили маршруты научных и торговых экспедиций в Китай, Монголию, Среднюю Азию, Казахстан. В 1860 г. в Алтайские горы с целью археологических и этнографических изысканий приехал француз - доктор Мейне, которого, как и многих, поразила красочность мужской одежды; он даже заметил, что "мужское население простого народа в Южной Сибири отличается большим против женщин пригожеством".

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков
Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенностей быта, история; в ней накоплено большое количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Духовная культура представляется тем пласто ...

Воспитательный потенциал семьи
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания Под воспитательным потенциалом семьи современные ученые понимают характеристики, отражаю ...

Комплекс компетенций составляющих компетентность
В компетенциях учащихся можно выделить базовый и продвинутый уровни. Покажем это на примере компетенций в области компьютерной грамотности и овладения языком. Базовые компетенции обеспечивают умение ученика включить и выключить компьютер, знать, для чего нужны те или иные виртуальные кнопки и «икон ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru