Учебно-материальная база – это совокупность материальных средств и условий, на основе которых формируется (проектируется) социально-педагогическая среда, отвечающая целям, задачам обучения, воспитания и развития учащихся.
В состав учебно-материальной базы входят: учебное здание, учебные кабинеты и лаборатории, мастерские и помещения, библиотеки, читальные залы, учебно-спортивные кабинеты, площадки, сооружения, помещения административно-хозяйственного, санитарно-бытового и медицинского назначения, приусадебный участок, а также соответствующее учебное оборудование (средства обучения).
Формирование учебно-материальной базы включает решение следующих задач:
оснащение учебных кабинетов и подразделений необходимым и достаточным комплектом специализированной мебели и учебного оборудования;
формирование технологий и методик использования средств обучения;
организация рабочих мест учителя и учащихся;
разработка систем хранения и размещения учебного оборудования;
организация использования технических средств;
оформление функционально направленных интерьеров кабинетов, отбор постоянной и временной экспозиции.
К учебно-материальной базе относят практически все материальные средства, с помощью которых осуществляется учебный процесс.
Учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуальным и общего пользования. Среднее количество индивидуального оборудования устанавливается в размере 10% от всего оборудования общего пользования.
Расстановка оборудования в учебной лаборатории может быть фронтальной и линейной. Для учебных целей наиболее удобна линейная расстановка оборудования
Размещение оборудования в учебных лабораториях должно обеспечивать проведение мастером комплексного инструктажа. Удобный доступ со всех сторон к оборудованию при работе.
К учебно-материальной базе относят также технические средства обучения, включая средства программированного обучения, средства наглядности и т.д., которые следует рассмотреть отдельно.
Учебно-материальная база обеспечивает применение в учебном процессе той или иной системы трудового обучения (операционно-предметной, операционно-комплексной и др.), реализацию многих известных принципов обучения (особенно принципов наглядности, связи теории с практикой и т.д.), а также возможность использования наглядных и практических методов обучения.
Учебно-материальная база имеет решающее значение в реализации принципа связи теории с практикой в обучении технологии. Этот принцип предполагает включение в учебный процесс самых различных практических работ и упражнений. Содержание этих работ и упражнений в обучении технологии таково, что без соответствующих инструментов, материалов и т.д. их нельзя выполнить.
Информация по теме:
Творческая тетрадь для шестого класса по теме “Признак
делимости на 11 натуральных чисел”
Настоящий параграф посвящен одному из средств обеспечения выполнения творческих работ по математике, которое мы назвали творческой тетрадью. Творческая тетрадь – это особым образом оформленная система заданий и мест для решения, выстроенная в соответствии с логикой разворачивания исследовательской ...
Характеристика образовательных программ ДОУ
Воспитательно-образовательная программа - это документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском саду. В нем учитывается все: цели и задачи работы педагогов с детьми, основные направления и формы работы, организация среды, в которой находится малыш, сумма знаний, умений и навыков ...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в
контексте модернизации российского образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее – федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Ро ...