Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации

Педагогика » Характеристика невербальных средств общения как инструмента создания имиджа педагога » Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации

Страница 2

Кинестетические средства общения исследовали Б.А.Успенский, Т.М.Николаев, И.Н.Горелов, Е.В. Красильникова, В.А.Лабунская, И.А.Колесникова и др.

Так, И.А.Колесникова отмечает, что с помощью жеста педагог повышает интенсивность коммуникации.

В процессе взаимодействия в системе «педагог-студент» невербальные средства коммуникации играют значительную роль. Исходя из этого, педагог должен обладать не только высокой компетентностной коммуникативной вербальной культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова.

Опытными педагогами часто планируется использование определенных жестов на занятии, многие из жестов (в особенности указательные жесты) четко продумываются заранее.

Большинство педагогов недостаточно хорошо осознают особенности своего невербального общения на уроках, хотя в целом они довольны своей жестикуляцией. Коэффициент представления об уровне собственной жестикуляции средний.

Результаты ранжирования использования жестов свидетельствуют о проявлении значительной неуверенности большинства педагогов при общении со студентами в присутствии посторонних людей на занятии, о наличии некоторых признаков авторитарности.

В процессе невербального педагогического общения педагога и студента ведущую роль играет педагогический артистизм педагога, его умение соединять эмоционально-психологические и физические действия.

В целом, для учеников значимо, если педагог приносит с собой на урок теплоту своих рук. Об этом пишет Е.Н.Ильин: «В редких случаях учитель на уроке прикасается к ученику. Далеко не всем открывалась духовная функция наших рук, посредством которых можно и утешить, и успокоить, и примирить. И найти контакт с самыми несговорчивыми, капризными… Руки еще больше чем слово способны творить «тишину» - внутреннюю, душевную… Не было такого урока, где бы я не прикоснулся к кому-либо из ребят. Иному, положив ладонь на руку, пишущую сочинение, подарю две пропущенные запятые, другого обниму за плечо или поправлю воротник пиджака… Словом прикасаюсь. Наперед знаю: никто из моих ребят не воспротивится. Понимают: это помощь не только моральная, но и энергетическая».

Именно эта «энергетическая» помощь студенту лежит в основе педагогического потенциала невербальной коммуникации.

Таким образом, невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помочь ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя.

Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися это не язык команд, а язык доверия. Опытный учитель до 50–90 % информации получает не из слов ученика, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда и т. п. Сами мы редко задумываемся о педагогическом значении индивидуальных выразительных средств общения-обучения, в том числе – о своих спонтанных жестах, хотя ученики очень чувствительны именно к эстетической стороне поведения педагога.

В общении жесты выполняют разнообразные функции. Это, как неслышимая речь, рисунок внутреннего состояния говорящего. Известно также: дети придают жестикуляции гораздо большее значение, чем словам: язык движений универсальный, он никогда не обманет. Жест, как и слово, может спасти и вдохновить, уничтожить и оскорбить, но, в отличие от слова, это послание прямое и быстродействующее. Учитель, подобно дирижеру, взмахивает рукой, акцентируя важное событие урока; постукивает по столу, требуя внимания, прикладывает палец к губам, ожидая тишины. Так он переводит некоторые аспекты урока в более «громкое» состояние.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Методы решения физических задач
Метод - это способ познания, исследования явлений. В широком смысле "метод - это способ действия, осуществление определенно деятельности, достижения какого-либо результата, решения задачи. Существует много различных методов решения задач по физики, в данном параграфе будут рассмотрены некоторы ...

Задачи со сказочными персонажами в 4 классе, решаемые с применением метода пропорций и алгебраического метода
№76. Старичок-лесовичок попросил за себя подежурить в лесу 126 зайчат и 189 белочек. Как только он заснул, 299 зверят разбежались. Сколько всего зверят остались на дежурстве в лесу? Решение Было – (126 + 189) зверят Убежало – 299 зверят Осталось – х зверят. а) арифметический способ решения 1) Вычис ...

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся
Кратко проанализируем процесс овладения учащимися знаний, навыков и умений. Под знаниями понимают совокупность усвоенных учеником сведений, понятий, представлений о предметах и явлениях окружающего мира и деятельности. Ученик овладевает знания путем изучения и обдумывания определенных явлений и зак ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru