Семинарское занятие в проблемном обучении

Страница 1

Семинарские занятия рассматриваются как средство повышения познавательной активности учащихся. Они дают возможность коллективно рассмотреть те или иные вопросы, обсудить возникающие проблемы, глубже понять изучаемую тему. Семинары полезны еще и тем, что каждый может высказать свое мнение, если потребуется, отстоять его. Учащиеся, готовясь к семинару, учатся работать с обязательной и дополнительной литературой. Семинар способствует развитию мыслительной деятельности, повышению самостоятельности и ответственности. На нем удается рассмотреть значительный объем учебного материала.

Семинары проводятся как для обобщения, углубления знаний по уже рассмотренным вопросам, так и для изучения новых тем.

Подготовка учащихся к выступлению на семинаре организуется поэтапно. На первом этапе преподаватель обеспечивает выбор учащимися тем для выступления. При этом важно с самого начала не допускать формального отношения обучаемых к выбору темы и предстоящему докладу или сообщению. Необходимо подвести их к осмыслению значимости и актуальности тем, выносимых для обсуждения на семинаре, осознанию влияния их углубленного изучения на успешность последующего усвоения учебной дисциплины, более полную ориентировку в современных социальных, научных и технических проблемах будущей профессиональной деятельности. Для организованной и экономной по времени подготовки учащихся следует достаточно конкретно порекомендовать литературу по каждой теме, в ряде случаев вплоть до указания параграфов и страниц. На первом этапе подготовки учащемуся также дается задание на составление достаточно подробного плана реферата по теме предстоящего доклада или сообщения.

На втором этапе подготовки учащегося к выступлению преподаватель обсуждает с ним и при необходимости корректирует подготовленный план реферата. Это дает возможность оперативно осуществить изменения, уточнения, дополнения исходного замысла и в результате повысить качество предстоящего выступления.

На третьем этапе подготовки преподаватель знакомится с содержанием реферата, подготовленного учащимся. При необходимости ставит вопросы, ответами на которые учащийся должен дополнить реферат, а также вопросы, на которые ему следует ответить в ходе выступления. Кроме этого, с учащимся обсуждается структура и стиль выступления на семинаре.

Важно обеспечить не только подготовку учащихся, выступающих с докладами, но и всех других участников семинара. Всем учащимся, участвующим в семинаре, должны быть заранее известны темы, вынесенные на семинар, они должны проработать содержание лекционного и дополнительного материала, связанного с темами семинарского занятия, быть готовыми к обсуждению намеченных тем.

В практике широко используются проблемные семинарские занятия.

Начинают такое семинарское занятие обычно с обоснования избранной тематики, ее значимости и актуальности.

После этого выявляют знания учащихся по соответствующему материалу. Это делается либо в форме беседы (уплотненного опроса) по заранее подготовленным вопросам, предполагающим краткие ответы, либо при помощи корректирующего контроля. Как показывает практике оба эти способа актуализации знаний достаточно оперативны, что является важным условием эффективного про ведения соответствующего этапа семинара.

После выявления и корректировки знаний выступаю учащиеся с подготовленными докладами и сообщениями. В процессе выступлений преподаватель следит за логикой развертывания содержания материала, способом его изложения, реакцией слушателей. В тех случаях, когда содержание доклада или сообщения перестает интересовать аудиторию либо, наоборот, когда поднятый в ходе выступления вопрос вызывает повышенный интерес и возникает потребность его обсудить, целесообразно тактично остановить докладчика на некоторое время и перевести семинар в русло коллективного обсуждения. Такое обсуждение содержания доклада является в педагогическом аспекте наиболее значимой частью семинара, поскольку именно на этом этапе учащиеся вовлекаются в процесс активной познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Особенности и принципы организации занятий в уголке живой природы.
Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого – педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Например, животны ...

О составлении опорных сигналов при обобщении знаний
Одна из актуальных задач обучения — вовек рациональных путей обобщения учебного материала. Обобщение позволяет выделить главное во все увеличивающемся потоке информации, способствует систематизации знаний, развитию мыслительной деятельности учащихся. Опорный сигнал — это образный план излагаемого м ...

Проблема формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого — педагогической литературе
Речь – это средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться переживаниями, сопереживать, искать п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru