Семинарское занятие в проблемном обучении

Страница 2

Переходя к организации обсуждения содержания докладов и сообщений, преподаватель должен прежде всего оценить, насколько правильно их содержание понятие учащимися. Участники семинара задают вопросы докладчикам, и по их ответам преподаватель делает соответствующие выводы.

Вопросы по содержанию докладов можно разделить на две группы: вопросы, направленные на уяснение содержания, и вопросы, связанные с дальнейшим развитием содержания.

Организация дискуссии на семинаре предполагает: обеспечение свободного высказывания и обоснования учащимися своих ответов на поставленные в ходе семинара вопросы;

- обеспечение понимания соответствующих ответов другими учащимися;

- организацию критики высказанных точек зрения, их уточнение, дополнение, изменение;

- обеспечение понимания уточнений, дополнений, изменений;

- организацию выработки согласованных доказательных ответов на поставленные вопросы.

Дискуссия завершается формулированием выводов, содержащих ответы на поставленные в ее ходе вопросы, и формулированием проблем, поиск ответов на которые будет организован на последующих семинарах или в процессе самостоятельной работы учащихся.

Обсуждение каждого доклада в целом должно завершаться кратким обобщением, фиксирующим основные положения доклада и результаты обсуждения.

Семинар по углублению и расширению знаний завершается подведением итогов по содержанию темы семинарского занятия, оценкой подготовленности докладчиков и участников семинара, их активности в ходе семинара, общей оценкой результативности семинара и постановкой целей следующих семинарских занятий.

Сформировать и развить у учащихся навыки познавательной активности могут помочь семинары, предусматривающие приобретение умений ставить цели и задачи, планировать, анализировать, контролировать и оценивать собственную деятельность. Формирование этих умений, как правило, проводится на материале деятельности, составляющей содержание учебной работы: конспектирование лекций, научной и учебно-методической литературы.

В процессе выполнения задания в соответствии с составленным планом они контролируют и оценивают по предложенным критериям каждое действие. При возникновении у обучаемых затруднений задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь им выявить причины затруднений и найти способы их преодоления.

После выполнения задания преподаватель организует коллективное обсуждение полученных результатов на примере нескольких выполненных работ. При обсуждении используются критерии оценки, предложенные в начале семинара. Каждый учащийся должен применить эти критерии для оценки своей работы, выявления ее сильных и слабых сторон.

Семинарское занятие завершается подведением итогов. Преподаватель оценивает результаты работы, проведенной учащимися, выделяет действия, выполненные успешно, а также действия, при выполнении которых были допущены ошибки, намечает задачи по дальнейшему совершенствованию способов работы на последующих занятиях.

Содержание темы семинарского занятия должно опираться на знания, ранее усвоенные учащимися на уроках, лекциях или в процессе самостоятельной работы, и вместе с тем выступать по отношению к усвоенным знаниям как новое дополнительное содержание.

Тема семинарского занятия представляется учащимся в форме проблемы, не имеющей очевидного скорого решения.

В процессе подготовки семинарского занятия, направленного на развитие мыслительных способностей, преподаватель тщательно разрабатывает сценарий, включающий;

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших подростков
Личность - это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностны ...

Исследование влияния проблемной ситуации на активизацию мыслительной деятельности учащихся
С целью экспериментальной проверки степени активизации мыслительной деятельности была исследована выборка из 25 учащихся 10 «а» класса (15 мальчиков и 10 девочек). Физически и умственно все дети здоровы. Результаты исследования по методике № 1 представлены в таблице 1. Таблица 1. № Время Скорость п ...

Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности
В проблемном обучении процесс учения в определенной мере сближается с исследовательским процессом: самостоятельности мышления учащихся достигает в работе над решением задач все более высокого уровня. Именно благодаря развитию самостоятельности действия путем выполнения разного рода самостоятельных ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru