Репродуктивные методы обучения

Как и всякая система обучения, сообщающее обучение имеет специфические цели, содержание и методы. Ряд общих задач обучения весьма успешно решается именно с его помощью. Но некоторые другие задачи, и притом важные, эта система решает неполно или вовсе не решает.

Цели сообщающего обучения – обогащение личности познающего знанием передаваемых в готовом виде фактов, оценок, законов, принципов, методов и приемов деятельности в типичных ситуациях. Средствами такой передачи, а усвоения через деятельность информации и готовых образцов служат рассказ, объяснение, чтение текстов, демонстрации и иллюстрации, упражнения, решение типовых задач. На этой основе становится возможным в сжатом, концентрированном виде путем отбора для изучения наиболее характерных, типичных фактов с выделением главного, а также типичных и рациональных правил и образцов передавать большой объем накопленного человечеством опыта. Во власти обучающего сделать изложение строго логичным, последовательным, эмоциональным, насыщенным, а систему образцов и упражнений – достаточной для овладения деятельностью в типовых ситуациях.

Давно замечено, что возможности сообщающего обучения, в том числе развивающие, ограничены. С ограничениями связаны и традиционная критика сообщающих методов, и попытка выйти за их пределы. Учителю следует излагать основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем.

Отмечается также такая особенность репродуктивного обучения, как его преимущественно вербальный характер. В силу этого оно эффективно только для той части учащихся, у которых хорошие способности к абстрактному мышлению. Однако многие дети с выраженными задатками наглядно-образного или наглядно-действенного мышления испытывают большие затруднения в учебе. К тому же при вербальном характере обучения могут недостаточно развиваться эмоциональная сфера детей, их чувства. То, что не проходит через чувства, не переходит в убеждения, не проявляется в поведении, действиях.

При использовании репродуктивного или объяснительно-иллюстративного метода ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, т.е. его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и воспроизвести в должный момент. При усвоении учащимися готовых истин и предписаний формируется тип личности, привыкающей подчиняться, а не тип личности свободного человека. осознающего ответственность за свой выбор, свои действия.

Сообщающее обучение лишь в минимальной степени способствует развитию инициативы, творчества, продуктивной, творческой активности личности.

Информация по теме:

Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Компьютерная программа «Игры для тигры» Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических ком ...

Управление деятельностью учащихся с нарушениями интеллектуального развития на уроках физической культуры
Особое значение в этой системе принадлежит уроку физического воспитания, который, с одной стороны, должен отвечать всем требованиям урока специальной коррекционной школы VIII вида, с другой — иметь свои особенности, определяющиеся спецификой содержания учебного материала, общими задачами физическог ...

Дерево мероприятий для подцели «Проанализировать существующую ситуацию, выбрать тип портфолио»
Критерии, которые необходимо брать в учет при взвешивании альтернатив: · эффективность варианта; · сложность реализации варианта; · затраты времени на подготовку варианта; Расчет весовых коэффициентов критериев семейства 1: Таблица. Матрица опроса экспертов: Критерии (факторы) Эксперты 1 2 3 4 5 Эф ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru