Влияние музыки и литературы на человека

Страница 1

В шестом классе рассматриваются проблемы связи музыки с жизнью, с других позиций: если жизнь рождает музыку, то музыка в свою очередь воздействует на человека, на жизнь.

Чтобы понять это, надо разъяснить ребятам следующее: музыка сама по себе не может оказать какое – либо воздействие на жизнь, но она может с большой силой, влиять, на человека, рождать, в нём те или иные чувства, менять его характер, силу воли, музыка, может возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нём благородство, доброту и так далее. Иными словами влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его поведении и уже через человека музыка воздействует на жизнь. В этом и заключается огромная преобразующая сила.

О том, как воздействует музыка, показывают на примере отрывка из книги М. Таскольского «Фредерик Жюлио – Кюри» « Симфония».

В мае 1942 года французский физик профессор Ланжевен не смог прочитать свою очередную лекцию. Накануне передали ему найденную на железнодорожном полотне скомканную записку от доктора, который сообщала, что её везут в Освенцим, а мужа, любимого ученика Ланжевена, фашисты расстреляли. В аудитории стояла напряженная тишина.

- Поставьте, пожалуйста, настоящую пластинку.

- Какую?

- Девятую симфонию Бетховена.

Он слушал, закрыв глаза, приложив руки к векам своим обычным жестом. Музыка кончилась. Он поднялся глаза его были полны слёз.

- Больше я ничего не могу сказать вам сегодня.

- И он ушёл. (Звучание фрагмента девятой симфонии Л. Бетховена).

О преобразующей силе музыки можно говорить на примере Ленинградской симфонии Д.Д. Шостаковича, о том, как и в каких условиях, создавалась эта музыка, чем симфония явилась для всех людей на Земле.

Предлагаю еще один фрагмент урока.

Композитор работал над симфонией в суровые дни обороны Ленинграда, когда город был лишен света и топлива, когда от голода из рук выпадало перо.

После ночных дежурств, потрясённый трагедией своего родного города, Шостакович работал с лихорадочной быстротой. «Мне хотелось… воссоздать картину душевной жизни человека, оглушенного гигантским молотом войны, - писал он. – Мне хотелось рассказать о его тревогах, о его страданиях, о его мужестве, о его радостях».

Беспрерывное отстукивание малого барабана постепенно становится почти невыносимым. Это ставшая теперь известной на весь мир тема нашествия воспринимается как символ тупой, бесчеловечной фашистской военщины. «Музыка бушует неистово. Товарищи это о нас, это о сентябрьских днях Ленинграда, полных гнева и вызова. Яростно гремит оркестр, все в той же монотонной фразе звенят фанфары и неудержимо несут душу навстречу смертельному бою,»– писала поэтесса О. Берггольц.

Исполнение симфонии было в то время свидетельством мужества, патриотизма, веры в победу. Отстаивать свой город и свое искусство до последней капли крови.

На уроке можно предложить два отрывка из поэмы Миколы Бажан.

« Седьмая симфония Шостаковича»

Поступь чудовищ. Грохот убийц. Топот сапог.

Все шире. Все глубже. Все ближе.

Бьёт в землю. Бьёт в степь. Бьёт в порог.

Валит. Ревет.

Пастью пылающей лижет.

Плещат удары. Плещат пожары.

Стук. Гром. Крик.

Машин бронированных ромбы.

Сквозь небо проверчены бомбы….

Дробь! Еще раз дробь!

Еще раз вопль.

Еще раз зык.

Он жаждет простора. Звук страшно расширен.

Взвивается эхо: «VORWAVFS!»

Горлопанит: «SIEG!»

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Психические способности
Об особенностях психического развития судят на основании трех групп психических явлений: психические процессы (ощущения, восприятия, представления, память, мышление-познавательные; эмоции - эмоциональные; воля - волевые); психические свойства личности (темперамент, характер, способности, потребност ...

Организация занятий методом круговой тренировки
После ознакомления с упражнениями комплекса, я приступаю к тестированию – определению максимального теста . По команде все занимающееся начинают выполнять 1-е упражнение в быстром темпе. Продолжительность упражнения 30 секунд. Во время перерыва занимающиеся записывают выполненное количество повторе ...

Классификация видов и форм поощрения и наказания
Поощрение и наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru