Анализ развития идеи народной педагогики в истории Казахстана

Педагогика » Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики » Анализ развития идеи народной педагогики в истории Казахстана

Страница 1

Народная педагогика Казахстана представляла собой синтез педагогической мысли, опыта и традиции разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона.

Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. Им издавна были известны средства и методы как убеждения и приучения, так и стимулирования и оценки поведения, труда и поступков воспитанников.

Одним из основных правил народной педагогики было воспитание детей в средстве своих сверстников. А в детской среде широко использовались различные игры. Народная педагогика хорошо понимала, что в процессе игр в детях воспитывается настойчивость, упорство, игры развивают силу, выносливость, дружбу и товарищество, и другие положительные качества. Многие игры имеют большое значение в воспитании чувства коллективизма, навыков согласованных действий, подчинения общеустановленным нормам и правилам.

В детских играх много места занимали игрушки в форме миниатюрных копий орудий труда взрослых, предметов домашнего обихода (фигурки домашних животных, повозка, лопатка, посуда и др.), имитация процесса труда скотоводов, земледельцев, ремесленников, охотников и др., что имело большое значение в психологической и практической подготовке детей к труду.

Участие детей в пассивном труде народная педагогика рассматривала как одно из эффективных средств эстетического, нравственного и умственного воспитания. Детей очень рано начинали привлекать к семейно-бытовому труду, столярно-плотичном, обувном, шапочном и других делах. Особое значение в воспитании подрастающего поколения имели коллективные виды труда.

Народная педагогика выработала и широко использовала разнообразные средства и методы воспитания, оно носило беспрерывный и систематический характер и было тесно связано с жизненно бытовыми потребностями и задачами трудящихся.

Большое значение трудовому воспитанию детей придает великий мыслитель того времени Ибн Сина (980–1037), известного в Европе род именем Авиценна. Содержание воспитания, образования и обучения, предложенное Ибн Синой включает в себя:

1) умственное воспитание;

2) физическое оздоровление;

3) эстетическое воспитание;

4) нравственное воспитание;

5) обучение ремеслу.

Трудовое воспитание он рассматривает как необходимый и обязательный элемент наряду с умственным, физическим и нравственным воспитанием, требует, чтобы всех детей обучали ремеслу.

Продолжателем этой идеи был великий поэт Алишер Навои (1441–1501). Он считал одним из самых ценных качеств настоящего человека трудолюбие. Труд, говорил Алишер Навои, украшает человека, благодаря труду человека совершенствуется. Он считал проводить воспитание и обучение детей с использованием их трудовой деятельности.

Во второй половине XIX века на территории Казахстана трудовое обучение учащихся проводилось в ремесленных отделениях и классах при школах, на уроках ручного труда и рукоделия, а также на пришкольных участках.

Профессионально-техническое образование в Казахстане начало развиваться примерно с 80-х годов прошлого века. Преподавание различных ремесел сельскохозяйственного производства и ручного труда в начальной школе приближало школу к жизни и объективно было прогрессивным явлением, оно до некоторой степени отодвигало на второй план общеобразовательные задачи школ.

С 1983 года в школе введено обучение пролетарскому ремеслу, с 1889 года – столярному, а с 1894 года – ручному труду по дереву. Ручном трудом занимались по 2 часа в неделю.

«Учащиеся, – писал в своем отчете инспектор школы М. Галанов, – развивают в себе любовь к труду, внимательность, аккуратность, настойчивость и другие ценные качества, а также приобретают полезные навыки и практические знания…» он отмечал, что уроки по ручному труду «не бесполезны», так как они дают учащимся первые навыки в обращении с различными инструментами и приемами работы.

В этот период особое внимание уделялось мерам убеждения и укрепления в учащихся любви к труду.

Во второй половине XIX в. на территории Казахстана существовало несколько сельскохозяйственных школ, где упор делался на трудовое воспитание. В учебный план входили общеобразовательные и специальные сельскохозяйственные предметы, а также практические занятия: сельскохозяйственные работы, работа в мастерских и дежурство в различных отраслях хозяйства.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется ве ...

Информационные технологии во внеучебной деятельности младших школьников
Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности младших школьников, в организации досуга учеников. Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни младших школьников, профессио ...

Духовно-нравственная культура в современном образовании
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» обеспечивает реализацию приоритетов Национальной доктрины образования, согласно которым система образования призвана обеспечить: · историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru