Анализ развития идеи народной педагогики в истории Казахстана

Педагогика » Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики » Анализ развития идеи народной педагогики в истории Казахстана

Страница 2

Министерство народного просвещения в целях распространения ремесленных знаний с 1872 г. начало вводить преподавание ремесел в учительских семинариях и низших общеобразовательных школах.

В инструкции Министерства просвещения от 4 июня 1879 года говорилось о введении ремесла и мастерства для мальчиков и рукоделия для девочек .

Ручной труд в этот период считался необязательной дисциплиной, учащиеся занимались по своему желанию.

Например, учитель ручного труда Г.Б. Балитбаев отмечал, что «занятия ручным трудом оказывают влияние на нравственность и способствуют умственному развитию учащихся. Занятый трудом ученик меньше всего думает о шалостях; все внимание его направленно к тому, чтобы осилить данную работу. Вообще ручной труд приучает детей с любовью и уважением относится к физическому труду, воспитывает их самостоятельность, приучает к аккуратности, развивает внимание, настойчивость и прилежание, а также поддерживает в учащихся здоровье организма и бодрость духа, что необходимо при воспитании и обучении детей».

Заведующей Иркутского двухклассного русско-казахского училища А. Афанасьев отмечал, что «занятия ручным трудом производят на учеников благодетельное влияние: развивают в них любовь к труду, отвлекают их от праздности и в то же время дают отдых от умственных работ, развивают вкус к изящному, изощряют глазомер, ловкость рук способствуют физическому развитию учащихся.

Кроме того, ручной труд дает учащимся и ту пользу, что изучив те или иные другие приемы работы, они могут продолжать совершенствоваться в этом направлении и самостоятельно по выходе из училища применять свои знания в жизни».

Несмотря на существенные недостатки (отсутствие единых программ, недостаток опытных преподавателей, неудовлетворительная материальная база) преподавание различных ремесел в школах имел положительное значение. Оно способствовало развитию идеи соединения обучения с производительным трудом, который способствует привитию у учащихся трудовых навыков и воспитывает трудолюбие.

Но вместе с этим в школах Казахстана того времени имело место увлечение легкоремесленничеством и многоремесленничеством, что отрицательно отражалось на постановке учебно-познавательной работы: «ремесленный класс должен быть организован не для обучения детей мастером или подмастерьем, а с целью педагогических, приучение их к ручному труду».

Марксистко-ленинское учение о соединении обучения с производительным трудом и политехническим образованием стало фундаментом строительства советской школы. В решениях съездов Коммунистической партии, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР неоднократно и настойчиво подчеркивалась необходимость совершенствования трудового воспитания и политехнического образования учащихся, включение их в общественно полезный труд.

На протяжении всей истории советской общеобразовательной школы Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание вопросам трудового обучения и воспитания школьников.

Принципы политехнизма и соединения обучения с производительным трудом расцениваются как основополагающие, несмотря на разногласия и дискуссии, имеющие место среди работников народного образования.

Так в 20х годах значительная часть учителей настаивала на введении проектной системы обучения. Она заключалась в том, что была вытеснена предметной системой обучения и элементы знаний по математике, биологии, физике и другим учебным дисциплинам группировались вокруг трудовых знаний учащихся. Это мешало как получению систематизированных знаний но и основам наук, так и формированию трудовых умений и навыков. Трудовое обучение строилось бессистемно, на случайных заданиях и мало способствовала трудовому воспитанию.

Н.К. Крупская в этот период энергично боролась за осуществление задач политехнического и трудового обучения. Об этом свидетельствуют ее работы: В отдел ЦК ВКП (б) и М.П. Малышеву «Проект докладной записки в УК ВКП (б) о политехническом обучении», статья «О политехническом образовании» и др.

5 сентября 1931 года ЦК ВКП (б) опубликовал постановление «О начальной и средней школе», 25 августа 1932 года – постановление «Об учебных планах и режиме в начальной и средней школе», в которых проектная система обучения подверглась резкой критике.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Эффективность применения домашних заданий на уроках физической культуры
В сентябре 2001 г. нами были протестированы учащиеся 8 а класса по тестам, которые входят в комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов. По списку в этом классе 23 учащихся, из них 5 учащихся занимаются в специальной медицинской группе, один - на домашнем обучении. Всего тест ...

Организация самостоятельной работы в процессе обучения информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...

Виды аудиторских занятий в профессиональной школе
Основными видами организации обучения в профессиональных школах являются аудиторная работа, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов, практическое обучение, обучение в дистанционном режиме. Аудиторная работа – работа под руководством преподавателя в учебных ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru