Министерство народного просвещения в целях распространения ремесленных знаний с 1872 г. начало вводить преподавание ремесел в учительских семинариях и низших общеобразовательных школах.
В инструкции Министерства просвещения от 4 июня 1879 года говорилось о введении ремесла и мастерства для мальчиков и рукоделия для девочек .
Ручной труд в этот период считался необязательной дисциплиной, учащиеся занимались по своему желанию.
Например, учитель ручного труда Г.Б. Балитбаев отмечал, что «занятия ручным трудом оказывают влияние на нравственность и способствуют умственному развитию учащихся. Занятый трудом ученик меньше всего думает о шалостях; все внимание его направленно к тому, чтобы осилить данную работу. Вообще ручной труд приучает детей с любовью и уважением относится к физическому труду, воспитывает их самостоятельность, приучает к аккуратности, развивает внимание, настойчивость и прилежание, а также поддерживает в учащихся здоровье организма и бодрость духа, что необходимо при воспитании и обучении детей».
Заведующей Иркутского двухклассного русско-казахского училища А. Афанасьев отмечал, что «занятия ручным трудом производят на учеников благодетельное влияние: развивают в них любовь к труду, отвлекают их от праздности и в то же время дают отдых от умственных работ, развивают вкус к изящному, изощряют глазомер, ловкость рук способствуют физическому развитию учащихся.
Кроме того, ручной труд дает учащимся и ту пользу, что изучив те или иные другие приемы работы, они могут продолжать совершенствоваться в этом направлении и самостоятельно по выходе из училища применять свои знания в жизни».
Несмотря на существенные недостатки (отсутствие единых программ, недостаток опытных преподавателей, неудовлетворительная материальная база) преподавание различных ремесел в школах имел положительное значение. Оно способствовало развитию идеи соединения обучения с производительным трудом, который способствует привитию у учащихся трудовых навыков и воспитывает трудолюбие.
Но вместе с этим в школах Казахстана того времени имело место увлечение легкоремесленничеством и многоремесленничеством, что отрицательно отражалось на постановке учебно-познавательной работы: «ремесленный класс должен быть организован не для обучения детей мастером или подмастерьем, а с целью педагогических, приучение их к ручному труду».
Марксистко-ленинское учение о соединении обучения с производительным трудом и политехническим образованием стало фундаментом строительства советской школы. В решениях съездов Коммунистической партии, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР неоднократно и настойчиво подчеркивалась необходимость совершенствования трудового воспитания и политехнического образования учащихся, включение их в общественно полезный труд.
На протяжении всей истории советской общеобразовательной школы Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание вопросам трудового обучения и воспитания школьников.
Принципы политехнизма и соединения обучения с производительным трудом расцениваются как основополагающие, несмотря на разногласия и дискуссии, имеющие место среди работников народного образования.
Так в 20х годах значительная часть учителей настаивала на введении проектной системы обучения. Она заключалась в том, что была вытеснена предметной системой обучения и элементы знаний по математике, биологии, физике и другим учебным дисциплинам группировались вокруг трудовых знаний учащихся. Это мешало как получению систематизированных знаний но и основам наук, так и формированию трудовых умений и навыков. Трудовое обучение строилось бессистемно, на случайных заданиях и мало способствовала трудовому воспитанию.
Н.К. Крупская в этот период энергично боролась за осуществление задач политехнического и трудового обучения. Об этом свидетельствуют ее работы: В отдел ЦК ВКП (б) и М.П. Малышеву «Проект докладной записки в УК ВКП (б) о политехническом обучении», статья «О политехническом образовании» и др.
5 сентября 1931 года ЦК ВКП (б) опубликовал постановление «О начальной и средней школе», 25 августа 1932 года – постановление «Об учебных планах и режиме в начальной и средней школе», в которых проектная система обучения подверглась резкой критике.
Информация по теме:
Механизм творческого воображения
Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения. Гилфорд понимает под креативност ...
Образ в музыке и музыкальная драматургия
Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы, балета, оп ...
Специфические особенности педагогических ситуаций, порождающие
необходимость и потребность в их саморегуляции
Очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога является саморегуляция,т. е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Необходимость саморегуляции возникает следующих случаях ...