Система уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Педагогика » Принципы и технология анализа художественного текста на уроках чтения » Система уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Страница 1

Часть 1. Знакомство с героями

Эпизод 1. Письмо от матери. Социальное положение героев, отношение Жилина к матери.

Эпизод 2. Отпуск. Щедрость Жилина, его отношения с товарищами.

Эпизод 3. В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление второго героя, его портрет.

Эпизод 4. Встреча с татарами. Как ведут себя оба героя? Чем различаются их поступки, как их характеризуют? Как ведут себя татары?

Эпизод 5. Плен. Почему Жилин попал в плен? Как Толстой описывает татар, как изображает татарское селение, аул?

Домашнее задание. Прочитать часть 2. Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду. Рассказать о своих первых впечатлениях о героях.

Часть 2. Жизнь аула

Главная задача изучения этой части – организовать работу так, чтобы дети увидели, как главные герои рассказа постигают жизнь татарского аула. Учитель должен обратить внимание детей на то, что герои наблюдают эту жизнь "в щелку", видят ее, но не очень понимают. Мы же, читатели, станем не только наблюдать, но и попытаемся во всем разобраться.

Вопросы к тексту

Что необычного видит Жилин в жизни, быте татар?

Как относятся к Жилину другие люди? Какие они?

Каков портрет Дины? Как она себя ведет и почему?

Как проявляют себя Жилин и Костылин в ситуации с выкупом? Почему?

Как меняется отношение татар к Жилину? Почему?

Домашнее задание. Нарисовать сюжетную цепочку к части 2. Подготовить рассказ "Жилин и Дина" (от имени Дины или Жилина, по желанию).

Часть 3. Жилин и Костылин в плену

Урок начинается с обсуждения рисунков сюжетных цепочек. Особое внимание обращать на рисунки, сделанные "крупным планом", так как в них можно увидеть, верно ли дети изображают детали обстановки, портрет, одежду героев. Далее лучшие из них располагают в соответствии с сюжетом, дети вспоминают основные эпизоды главы.

Рисунков, на которых отражены характеры героев, как правило, немного или совсем нет; исходя из того, детей надо подвести к выводу, что литература – очень богатый и глубокий вид искусства, способный передать с помощью слов не только внешность человека, но и его внутренний мир.

В учебнике есть иллюстрации, их тоже можно начинать рассматривать, выясняя, соответствуют ли они тому, как Л.Н. Толстой рисует героев или обстановку, и насколько важный эпизод выбрал художник для иллюстрирования (итоги подводятся на обобщающем уроке).

Дети уже достаточно знают о героях, их взаимоотношениях, чтобы начать составлять и вычерчивать систему образов произведения в виде схемы (см. схему 2).

После того как схема составлена, начинается работа по составлению рассказа-характеристики каждого, особенно главных, героя.

Схема 2

Схема 2

Через составление системы образов учащиеся выходят на осмысление основных черт характеров героев, которые будут пополняться в процессе дальнейшей работы.

Анализируя взаимоотношения героев, делаем очень важный вывод: Л.Н. Толстой показывает, что люди могут быть совсем разными и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность взаимопонимания, хотя для этого надо приложить определенные усилия.

Домашнее задание. Прочитать часть 4, придумать к ней заголовок.

Часть 4

Заголовки к этой части обсуждаются в классе; выясняется смысл заголовка, его роль в раскрытии главной мысли, выбирается лучший.

Вопросы к тексту

Какие новые качества героев проявляются в этой части (или подтверждаются уже известные)?

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Информатика в начальных классах
Из пояснительной записки «Федерального компонента государственного стандарта общего образования», принятого Приказом МОРФ от 5 марта 2004 г. № 1089: «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с 3 класса как учебн ...

Анализ программы развития городской системы образования
Новое качество образования – главная цель реформирования современной школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания, организация образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития – ...

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru