Зачем Л.Н. Толстой рисует природу Кавказа?
Почему Жилин уговаривает Костылина бежать вместе?
Домашнее задание. Продолжить сюжетную цепочку (части 3–4).
Часть 5
Главный проблемный вопрос, который обсуждается на уроке: почему не удался побег Жилина и Костылина из плена?
Дети читают вслух, обсуждают все обстоятельства, помешавшие побегу; выясняют, что главной причиной неудачи был Костылин, обращают внимание на "нехорошие" мысли Жилина: "И черт меня дернул колоду эту с собой брать!" Показываем, что автор не щадит своего героя, честно показывает его со всех сторон, потому что знает, что мы, люди, бываем малодушными (работаем над этим словом). И обращаем внимание детей на то, что Жилин преодолевает свои эгоистичные мысли и не бросает товарища. Сравниваем его поведение с поведением Костылина в подобных ситуациях (часть 1).
Далее отмечаем изменение отношения татар к русским пленникам, размышляем о причинах и обоснованности этого изменения.
Если учитель знает, что дети не читали рассказ до конца, он может на этом уроке спросить их о возможных вариантах окончания: кто из героев сумеет уйти (ведь в названии один пленник)? Как? Кто ему поможет?
Домашнее задание. Прочитать часть 6. Нарисовать самый яркий эпизод из части 5 или 6.
Часть 6
Вопросы к тексту
Как изменилась жизнь Жилина и Костылина?
Почему татары хотели их убить?
Кто не меняет своего отношения к Жилину?
Легко ли Дине помогать Жилину? Почему она это делает?
Почему Жилин все-таки оставляет Костылина?
В каком плену остается Костылин, только ли в татарском?
Домашнее задание. Подумать над заглавием рассказа: почему рассказ о двух русских офицерах, попавших в плен к татарам, автор назвал "Кавказский пленник"? Рассмотреть иллюстрации к рассказу. Достаточно ли их, отражают ли они главные эпизоды, характеры героев?
Информация по теме:
Воспитание идея казахских пословиц
В этих же целях широко были использованы жанры устного народного творчества как лирические, исторические песни, сказки, предания, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, ораторские слова и слова благословения и др. Этому свидетельствуют такие пословицы как «Хороший ребенок – опора, плохой ре ...
История исследования одежды русских крестьян Южного
Алтая
Народная одежда, характеризуясь такими признаками как устойчивость и массовость, относится к тому культурному слою, который принято именовать "традиционно-бытовым". Традиционная одежда складывается на протяжении всей многовековой истории народа и передается из поколения в поколение, обесп ...
Особенности формирования научного мировоззрения у
младших школьников
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется ве ...