Зачем Л.Н. Толстой рисует природу Кавказа?
Почему Жилин уговаривает Костылина бежать вместе?
Домашнее задание. Продолжить сюжетную цепочку (части 3–4).
Часть 5
Главный проблемный вопрос, который обсуждается на уроке: почему не удался побег Жилина и Костылина из плена?
Дети читают вслух, обсуждают все обстоятельства, помешавшие побегу; выясняют, что главной причиной неудачи был Костылин, обращают внимание на "нехорошие" мысли Жилина: "И черт меня дернул колоду эту с собой брать!" Показываем, что автор не щадит своего героя, честно показывает его со всех сторон, потому что знает, что мы, люди, бываем малодушными (работаем над этим словом). И обращаем внимание детей на то, что Жилин преодолевает свои эгоистичные мысли и не бросает товарища. Сравниваем его поведение с поведением Костылина в подобных ситуациях (часть 1).
Далее отмечаем изменение отношения татар к русским пленникам, размышляем о причинах и обоснованности этого изменения.
Если учитель знает, что дети не читали рассказ до конца, он может на этом уроке спросить их о возможных вариантах окончания: кто из героев сумеет уйти (ведь в названии один пленник)? Как? Кто ему поможет?
Домашнее задание. Прочитать часть 6. Нарисовать самый яркий эпизод из части 5 или 6.
Часть 6
Вопросы к тексту
Как изменилась жизнь Жилина и Костылина?
Почему татары хотели их убить?
Кто не меняет своего отношения к Жилину?
Легко ли Дине помогать Жилину? Почему она это делает?
Почему Жилин все-таки оставляет Костылина?
В каком плену остается Костылин, только ли в татарском?
Домашнее задание. Подумать над заглавием рассказа: почему рассказ о двух русских офицерах, попавших в плен к татарам, автор назвал "Кавказский пленник"? Рассмотреть иллюстрации к рассказу. Достаточно ли их, отражают ли они главные эпизоды, характеры героев?
Информация по теме:
Понятие дидактической поисковой модели
Дидактические поисковые модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Понятие "дидактические поисковые модели" отличается от понятия метода обучения, т.к. включает в себя, кроме метода обучения, также и деятельность учащихся и позицию учителя. Обобщенной ба ...
Классификация видов и форм поощрения и наказания
Поощрение и наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, ...
Тенденции гуманизации и демократизации образования
В Европу идеи гуманизма проникли позже (XV — XVI вв.), они нашли свою почву в русском обществе и со временем трансформировались в русскую гуманистическую традицию. По утверждению философа В.А. Малинина, к русской гуманистической традиции следует подходить, как к историко-культурному явлению, в кото ...