Уровень речевого поведения дошкольников

Страница 1

Общение со взрослыми во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Такое предположение дает нам тот факт, что дети сначала учатся общаться со взрослыми и лишь значительно позднее общаться между собою. Поскольку в то единое социальное окружение, в котором растет ребенок дошкольного возраста, входят и взрослый, и дети, понятно, что личность взрослого, столь значимая для малыша, конечно, опосредствует его связи со сверстниками. Общение как со сверстниками, так и со взрослыми складывается прижизненно, но изменяется в течение жизни.

Экспериментальное исследование по выявлению влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников было проведено на базе ДОУ "Азановский детский сад "Колокольчик" Медведевского района Республики Марий Эл, в котором принимали участие дети старшей группы в количестве 15 человек.

На основе этого были поставлены следующие задачи:

изучить уровень культуры общения у детей старшего дошкольного возраста;

разработать необходимые наглядные материалы для родителей по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста;

проверить уровень культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент проходил в три этапа:

Первый констатирующий этап

Формирующий этап

Второй констатирующий этап

Первый констатирующий этап.

Цель: изучить уровень общения у детей старшего дошкольного возраста.

В данном исследовании под культурой общения мы понимаем процесс формирования нравственности, культуры речи в процессе общения с окружающими людьми.

Для выявления уровня культуры общения детей старшего дошкольного возраста выделены следующие показатели:

Доброжелательные отношения;

Вежливость;

Общительность;

Внимательность к окружающим;

Этикет;

Уважение.

На основе показателей нами были выделены следующие уровни:

Высокий уровень

Ребенок доброжелательно относится к детям и взрослым, осознает необходимость здороваться, прощаться; называет работников ДОУ по имени отчеству, не вмешивается в разговор взрослых, вежливо выражает свою просьбу, благодарит за оказанную услугу.

Средний уровень

Ребенок испытывает трудности в общении с детьми и обращении к взрослым, забывает здороваться, прощаться, забывает благодарить за оказанные услуги, вмешивается в разговор взрослых.

Низкий уровень

Ребенок грубо относится к сверстникам, не говорит слова приветствия, обращается к работникам ДОУ на "ТЫ"; перебивает взрослых в разговоре, свою просьбу выражает грубо, никогда не благодарит за оказанные услуги.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование родителей, игра.

Наблюдение проводилось в течении недели, за основу наблюдения нами было взято использование культурных слов в общении и повседневной жизни, деятельности. Наблюдая за общением детей, было выделено, что большинство из них не употребляют культурные слова или забывают их употреблять. На наш взгляд использование одного метода для выявления уровня культуры общения не достаточно, поэтому мы использовали беседу.

Беседа проводилась в течение дня со всей группой детей в индивидуальной форме. Во время беседы дети вели себя по-разному, одни с удовольствием отвечали на вопросы и шли на контакт, другие отказывались от беседы. В беседе содержалось 5 вопросов (смотреть приложение), которые были направлены на выявление знаний и использование культурных слов в повседневной жизни. Для полной картины выявления уровня культуры общения нами была проведена игра на выявление культуры общения на базе знания культурных слов. В игре принимали участие дети всей группы, общая активность детей была на среднем уровне, три ребенка из всей группы отличились большой заинтересованностью и активностью во время игры.

Анкетирование родителей проводилось в течение недели, анкета была направлена на выявление отношения родителей к проблеме культуры общения в современном обществе. Родители любезно согласились ответить на вопросы анкеты.

Основные результаты педагогического исследования.

При рассмотрении результатов анкетирования родителей нами были получены следующие результаты.

Таблица №1

Ф.И. ребенка

Осознание проблемы культуры общения

Понимание сути культуры общения

Оценка своей культуры

Оценка культуры ребенка

Итог

1

Настя В.

3

2

2

2

9

2

Саша А.

3

2

3

2

10

3

Кирилл К.

2

1

3

2

8

4

Дима Т.

3

3

2

2

10

5

Вова З.

2

3

2

2

9

6

Андрей З.

2

1

2

1

6

7

Настя И.

3

3

2

2

10

8

Иван И.

2

1

3

2

8

9

Аля К.

2

2

3

2

9

10

Костя Т.

3

2

3

2

10

11

Полина Т.

2

2

3

2

9

12

Егор Ш.

2

2

3

2

9

13

Настя П.

3

3

3

3

12

14

Алла Ш.

2

3

2

2

9

15

Антон Я.

3

1

2

1

7

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Приемы, способы и средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях
Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания. В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой зада ...

Этиология, симптоматика и механизмы дизартрии
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. [54; 73с.] В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии, но с более дли ...

Опыт изучения ценностных ориентаций школьников на примере учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1
Тема нашего исследования: ценностные ориентации учащихся. Цель исследования: изучить ценностно-мотивационную сферу учащихся. Для выявления ценностных ориентаций учащихся нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика представляет собой тест личности, направленный ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru