Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников

Педагогика » Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. Именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных отношений.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая - межиндивидуальная функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего, это подтверждается практикой воспитания детей.

Существуют печальные примеры, которые показывают, к чему приводит, если много и с любовью не говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок становится немым, если его дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои капризы, плач или крик он не слышит ответа и перестает вообще реагировать. Но если чаще нежно брать такого ребенка на руки, улыбаясь и нежно поглаживая, можно спасти его от полной духовной изоляции.

Степень изученности темы. Изучением проблемы общения детей раннего возраста со взрослыми начали заниматься с 50-х годов. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка, потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Выготский Л.С., Лисина М.И., Мухина В.С., Запорожец А.А. и др.).

Цель работы - выявить как речевое поведение родителей влияет на речевое поведение дошкольников.

Объект исследования - речевое поведение родителей и детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников

Гипотеза. Речевое поведение детей дошкольного возраста отражает речевое поведение их родителей.

Задачи:

провести анализ психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников;

речевое поведение родитель дошкольник

подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению специфике речевого поведения старшего дошкольного возраста и их родителей;

выявить уровень влияния речевого поведения родителя на речевое поведение старших дошкольников.

Методы исследования. Беседы, анкетирование, диагностика.

Практическая значимость. Материалы данной работы послужат хорошим подспорьем для лиц, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, а также в детских больницах.

Апробация. Эксперимент проводился с детьми старшей группы и с их родителями в ДОУ "Азановский детский сад "Колокольчик" Медведевского района Республики Марий Эл.

Информация по теме:

Система логопедических занятий по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией
Цель формирующего эксперимента - повышение уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией. После проведения обследования пространственных представлений у детей четвертого года жизни нами был намечен план коррекционной работы, который включал в себя ...

Общая характеристика младшего школьного возраста
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста – с 6 до 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде все ...

Характер школьного образования в свете законодательства Российской Федерации
На протяжении последних десятилетий, роль религии в российском обществе подвергалась постоянному переосмыслению, в том числе, и возможность ее возвращения в систему государственного муниципального образования. Согласно российскому законодательству, Российская Федерация является светским государство ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru