Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника

Педагогика » Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников » Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника

Страница 1

Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты, - все это для ребенка имеет большое значение" Макаренко.

Анализ поведения детей показывает - ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой ("Что это?"; "Ответь!"; "Назови!"; "Повтори!"), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Проведенное нами исследование показало, что некоторые родители не осознают необходимости формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, не следят за своей речью.

Родители должны помнить и применять в общении с детьми некоторые правила.

Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихи, потешки читайте выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать, подражать взрослому, отвечать на вопросы.

Таким образом, задача родителей - через речевое поведение привить ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к сверстнику предупредительность и внимание, вежливость, заботливость. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с другими по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Душевное и духовное развитие ребенка полностью зависят от условий его воспитания. Формирование личности осуществляется непрерывно: сначала под влиянием речевой среды, а затем - организованного обучения, где очень велика роль родителей. Именно от того, как и что они говорят, как прикасаются к детям, как занимаются с ними или укладывают спать, как смеются в их присутствии или рассказывают о себе, как угрожают или поощряют - от всего этого зависит становление детской души и даже, в известном смысле, судьба целого поколения.

Следует отметить, что семья является фигурирующей ячейкой общества. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.

Семья нужна не только человеку, но и обществу, так как она способствует совершенствованию общественных отношений и воспитанию подрастающего поколения.

Анализ литературы по проблеме семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследований подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных отношений.

Успешное воспитание ребенка может происходить только в гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо истинное родительство выражается в соуправлении отца и матери процессом воспитания созидательной самостоятельности своего ребенка.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Спорт
Отдельное внимание в Оксфорде уделяется спорту. Здесь, как ни в каком другом месте, исповедуется принцип «в здоровом теле – здоровый дух». Наверное, нет такого вида спорта, которым нельзя бы было заниматься в университете Оксфорда – как на любительском, так и на полупрофессиональном уровне. В каждо ...

Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции нарушений поведения младших школьников
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...

Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru