Из таблицы №2 видно, что 40% детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень культуры общения, они грубо относятся к сверстникам, не используют слова приветствия, перебивают взрослых в разговоре.
40% детей в экспериментальной группе имеют средний уровень, что говорит о том, что дети испытывают трудности в общении с взрослыми, забывают использовать культурные слова.
20% экспериментальной группы имеют высокий уровень, они доброжелательно относятся к детям и взрослым, используют культурные слова в общении.
Дети контрольной группы имеют 60% среднего уровня, 40% низкий по тем же показателям что и дети экспериментальной группы.
Диаграмма 1.
Таким образом, проведенное исследование показало, что родители, которые имеют низкий уровень культуры общения и родители с высоким уровнем культуры общения, недостаточно уделяют внимания формированию культуры общения у своих детей, о чем свидетельствуют полученные результаты.
Формирующий этап
Цель: формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста по средствам активного взаимодействия ДОУ и семьи с помощью наглядного материала.
Вся работа проводилась с родителями экспериментальной группы детей, результаты которых в анкетировании были низкого и среднего уровня.
В течение 1 месяца осуществлялась работа, в которой мы тесно взаимодействовали с родителями, предлагая им книжки-раскладушки, папки-передвижки, плакаты, наглядные стенды. Содержание наглядного материала включало: советы, игры, упражнения, литературу по формированию культуры общения детей среднего дошкольного возраста.
В начале эксперимента родители из-за занятости не соглашались с нами работать, но постепенно в ходе систематической работы мы сумели заинтересовать и привлечь родителей к нашему наглядному материалу, который регулярно обновлялся.
Наша проблема культуры общения затронула родителей, они были увлечены, заинтересованы в нашей информации, проявляли интерес к литературе по формированию культуры общения, задавали вопросы, на которые мы отвечали.
Таким образом, наглядные материалы привлекают внимание родителей, активизируя их, так как в них вся необходимая информация четко обозначена и наглядно представлена, что облегчает ее восприятие и сокращает время изучения.
Второй констатирующий этап
Цель: проверить уровень культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования нами были использованы те же методы, что и на первом констатирующем этапе: наблюдение, беседа, игра. Наблюдение проводилось в течение недели, за деятельностью детей и их общением между собой в течение дня. Результаты наблюдения были отражены в протоколе. В ходе наблюдения нами было отмечено, что у детей экспериментальной группы уровень культуры общения повысился, они стали больше общаться с детьми и взрослыми, чаще использовать культурные слова.
На данном этапе нами использовалась беседа, которая проводилась индивидуально с каждым ребенком из экспериментальной и контрольной группы. Во время беседы с детьми экспериментальной группы было отмечено, что они стали отвечать на вопросы более уверенно и четко. Дополнило представление о культуре общения игра "Культурные". Игра показала, что большинство детей знают культурные слова и их активно используют.
Материал, полученный в результате наблюдения, беседы, игры, позволил определить уровень культуры общения, которые представлены в таблице №3.
Таблица №3
Уровень культуры общения.
Ф.И. ребенка |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Экспериментальная группа | ||||
1 |
Настя В. |
+ | ||
2 |
Андрей З. |
+ | ||
3 |
Полина Т. |
+ | ||
4 |
Кирилл К. |
+ | ||
5 |
Иван И. |
+ | ||
6 |
Вова З. |
+ | ||
7 |
Егор Ш. |
+ | ||
8 |
Алла Ш. |
+ | ||
9 |
Антон Я. |
+ | ||
10 |
Аля К. |
+ | ||
Контрольная группа | ||||
1 |
Настя И. |
+ | ||
2 |
Саша А. |
+ | ||
3 |
Костя Т. |
+ | ||
4 |
Настя П. |
+ | ||
5 |
Дима Т. |
+ |
Информация по теме:
Реализация курса для
пятого класса школы №320 г. Красноярска
Программа курса «Университетское образование» была реализована частично в школе №320 г. Красноярска. Первые три занятия были посвящены знакомству. На первом занятии курса «Университетское образование», которую вел Васильев Виктор Георгиевич, было зафиксировано нами, что дети в этом возрасте не могу ...
Особенности развития у дошкольников представления о весе предметов и
способах его измерения
Развитие представление о массе предметов основывается на овладении ребенком «идеальным действием», которое включает 3 компонента: - ориентировочное (взять в руки, положить на направленные в верх ладони); - обследование-сопоставление (движение руками, имитирующие весы, - «взвешивание на ладони»); - ...
Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей
старшего дошкольного возраста
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет пои ...