Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Педагогика » Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста » Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Страница 1

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: "Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подходят к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке - вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а ведь им нужна вода - они живые, без воды засохнут! Польем их". Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: "Огонек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь и расти дальше - мы будем тобой любоваться!" Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях - это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малышей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: "Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!" В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможной дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно - как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: "Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается". Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу.

Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Методика проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы заключается в следующем:

1. Осмотр обитателей уголка природы и выявление: а) их самочувствия и состояния; б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).

2. Практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий (например, просеивание песка, лежащего на дне птичьей клетки, смена воды в поилке, приготовление корма и его раскладывание в чистые кормушки и пр.).

3. Заключительное кратковременное наблюдение за животными - их поведением во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.

Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке, растений - очень важный момент методики. Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого ЧП, не заболели ли они. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. "Экологическая формула" взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: "Какие условия сейчас имеются - чего не хватает - что надо добавить и изменить". На первом этапе организации дежурств воспитатель сам показывает детям, как надо делать этот осмотр. Например: "Сначала давайте посмотрим на нашу канарейку - не заболела ли она, не произошло ли чего-нибудь плохого с ней за выходные дни. Все может случиться - фрамуга откроется от сильного ветра зимой, и в помещении станет холодно. Что будет тогда? Правильно, птица заболеет простудой или воспалением легких, может умереть. (Осматривает и приговаривает.) Канарейка хорошо себя чувствует: не нахохлилась, скачет по жердочке - все в порядке. Теперь мы с вами посмотрим, что у нее в клетке - что надо сменить, что вымыть, чего ей не хватает. Мы ее любим и сделаем все, чтобы было ей хорошо".

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции нарушений поведения младших школьников
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...

Сравнительный анализ пословиц и поговорок на русском, английском и немецком языках
В настоящее время активно развивается международное сотрудничество, происходит постепенное взаимопроникновение культур через обмен информацией в различных сферах человеческой деятельности. Человеческие сообщества, принадлежащие разным нациям, странам и континентам, перестают быть изолированными. На ...

Понятие и сущность формирования научного мировоззрения
Понятие "мировоззрение" можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, вы ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru