Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Педагогика » Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста » Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Страница 3

На последнем этапе, когда дети дежурят по четвертому и даже пятому разу, воспитатель в совместной деятельности отдает приоритет дошкольникам. Он находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный контроль и по-прежнему готов напомнить, подсказать и помочь практически дежурным выполнять их обязанности. Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения грядовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно и т.д.), за самостоятельность, уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце дежурства напоминает: надо понаблюдать секунду-другую за поведением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда уже все сделано, воспитатель подводит итог: "Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!" Дежурство детей - даже при высоком уровне их самостоятельности - остается совместной деятельностью: воспитатель наблюдает за дежурными, подсказывает и при необходимости приходит на помощь - это и есть его участие в этой деятельности.

В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злаковых культур) в 2-3 маленькие коробочки. Каждая тройка дежурных один раз в три дня делает такой посев - зеленую подкормку для птиц и других обитателей живого уголка, комнаты природы. Получается непрерывное проращивание зелени в холодное время года, дети приобретают уверенные навыки выращивания растений из семян.

Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых во всех других "экологических пространствах". При наличии комнаты природы со старшими дошкольниками время от времени организуется коллективный труд - после того, как дети обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда (как и за кем следует ухаживать). В этом случае взрослый берет подгруппу детей (5-10 человек) и организует с ними совместную деятельность - "генеральную уборку" в комнате природы. Воспитатель распределяет детей, просит их сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо делать, потом уже приступать к уборке, а сам помогает им. Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы - это реальная помощь взрослым в обеспечении порядка в зеленой зоне детского сада, которая особенно важна, если почему-либо отсутствуют взрослые, отвечающие за комнату природы.

Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) - каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают, делают прополку.

Труд детей, какого бы объема он ни был, всякий раз становится осмысленным, экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у детей укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом нравственного воспитания - методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.

Знакомство дошкольников с трудом взрослых, открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Персональный компьютер как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить уч ...

Комплекс упражнений с собственным весом
Вначале занятия обязательное измерение ЧСС. Далее проводится разминка, которая включает в себя бег в среднем темпе продолжительностью до 3-х минут и упражнения обще развивающего характера. Выполнение силовых упражнений происходит по станциям. Каждая станция включает упражнения для одной из основных ...

Использование аутентичных видеоматериалов для формирования лингвострановедческой компетенции учащихся
Обучение культуре иноязычного общения занимает центральное место в современной педагогике. По определению М.Н. Вятютнева, иноязычная культура – все то материальное и духовное, что создано и продолжает создаваться обществом. Особая роль в обучении учеников в культуроведческом контексте принадлежит у ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru