Особенности и принципы организации занятий в уголке живой природы.

Страница 1

Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого – педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Например, животные и растения лишь тогда могут выполнять функцию партнеров по общению, когда личность готова воспринять их как субъектов, в противном случае они остаются «окружающей средой», удовлетворяющей ее прагматические потребности. Поэтому экологическое образование должно быть направлено и на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего развития и формирования личности. Для обеспечения такого взаимодействия нами были выделены следующие принципы организации занятий в уголке живой природы:

1) Динамическое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу развития отношения к природе. Данные об онтогенетических закономерностях развития отношения к природе (см. 1.3. данной работы) позволяют адекватным образом организовать психолого-педагогическую коррекцию этого отношения.

2) Принцип организации стимулов.

Принцип комплексности стимульного воздействия заключается в том, что педагогически целесообразно организовать воздействие на личность системы разнородных стимулов, охватывающих все возможные каналы развития субъективного отношения к природе. Для реализации данного принципа необходим подбор комплекса стимулов, одни из которых действуют по перцептивно-эмоциональному каналу, другие – по когнитивному, третьи – по практическому. Педагогически целесообразно организовать воздействие на личность таких стимулов, которые актуализируют, «включают» определенные психологические механизмы развития субъективного отношения к природе. Условия реализации данного принципа являются: аттрактивность демонстрируемых природных объектов, их положительное эмоциональное восприятие; индивидуализированность изучаемых природных объектов; наличие у них факторов (как морфологических, так и поведенческих), актуализирующих установление параллелизма с человеком и др. Также педагогически целесообразно организовывать воздействие стимулов на личность с учетом ее индивидуальных, возрастных, профессиональных особенностей, детерминирующих степень значимости для нее тех или иных стимулов.

3) Принцип гетерогенности экологической деятельности заключается в том, что педагогически целесообразно включение личности в максимально разнообразную деятельность, связанную с миром природы.

4) Принцип гетерогенности природных объектов заключается в том, чтобы организовать взаимодействие личности с разнообразными природными объектами, представляющими различные их категории: царства, типы, классы и т. д.

5) Принцип субъектификации природных объектов дает право использовать в педагогическом процессе методы, способствующие формированию субъектной модальности отношения к природе (такие как метод экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии).

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении школьников младших классов
Изучение особенностей использования ИКТ при обучении школьников должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информат ...

Исторический аспект теоретического мышления
В истории философии еще с древности наметилось различие двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение и описание результатов чувственного опыта, с другой - на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Особенно четко это ра ...

Характеристика образовательных программ ДОУ
Воспитательно-образовательная программа - это документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском саду. В нем учитывается все: цели и задачи работы педагогов с детьми, основные направления и формы работы, организация среды, в которой находится малыш, сумма знаний, умений и навыков ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru