Особенности и принципы организации занятий в уголке живой природы.

Страница 1

Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого – педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Например, животные и растения лишь тогда могут выполнять функцию партнеров по общению, когда личность готова воспринять их как субъектов, в противном случае они остаются «окружающей средой», удовлетворяющей ее прагматические потребности. Поэтому экологическое образование должно быть направлено и на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего развития и формирования личности. Для обеспечения такого взаимодействия нами были выделены следующие принципы организации занятий в уголке живой природы:

1) Динамическое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу развития отношения к природе. Данные об онтогенетических закономерностях развития отношения к природе (см. 1.3. данной работы) позволяют адекватным образом организовать психолого-педагогическую коррекцию этого отношения.

2) Принцип организации стимулов.

Принцип комплексности стимульного воздействия заключается в том, что педагогически целесообразно организовать воздействие на личность системы разнородных стимулов, охватывающих все возможные каналы развития субъективного отношения к природе. Для реализации данного принципа необходим подбор комплекса стимулов, одни из которых действуют по перцептивно-эмоциональному каналу, другие – по когнитивному, третьи – по практическому. Педагогически целесообразно организовать воздействие на личность таких стимулов, которые актуализируют, «включают» определенные психологические механизмы развития субъективного отношения к природе. Условия реализации данного принципа являются: аттрактивность демонстрируемых природных объектов, их положительное эмоциональное восприятие; индивидуализированность изучаемых природных объектов; наличие у них факторов (как морфологических, так и поведенческих), актуализирующих установление параллелизма с человеком и др. Также педагогически целесообразно организовывать воздействие стимулов на личность с учетом ее индивидуальных, возрастных, профессиональных особенностей, детерминирующих степень значимости для нее тех или иных стимулов.

3) Принцип гетерогенности экологической деятельности заключается в том, что педагогически целесообразно включение личности в максимально разнообразную деятельность, связанную с миром природы.

4) Принцип гетерогенности природных объектов заключается в том, чтобы организовать взаимодействие личности с разнообразными природными объектами, представляющими различные их категории: царства, типы, классы и т. д.

5) Принцип субъектификации природных объектов дает право использовать в педагогическом процессе методы, способствующие формированию субъектной модальности отношения к природе (такие как метод экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии).

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики
В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют ...

Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников
На каждом возрастном этапе ребёнок овладевает познавательными действиями определённого типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая, в конечном счёте, определяется более общей логикой развития личности ребёнка в целом, изменением места, занимаемого им в ...

Методические системы изучения поэзии Есенина в школе
Изучению творчества Сергея Есенина в школе уделяется не много внимания. Этой проблемой занимаются Н.И. Шубникова-Гусева, М.А. Бондаренко, Г.Э. Голышева и др. В своей статье "Творчество С.А. Есенина в школе" доктор филологических наук Наталия Игоревна Шубникова-Гусева раскрывает проблемы и ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru