Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Страница 1

Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта.

Подробнее остановимся на понятии «духовное». Сложно дать исчерпывающее понимание термина «духовное». Вероятно, духовное есть движение к высшему, к нравственности. Духовное — это связь земного с неземным, для верующего человека — с Богом. Человек рано или поздно осознает эту связь. Если религиозное искусство все духовно, то светское — нет, это зависит от содержания и от создателя произведения.

«Духовное» в нашем понимании представляется как серьезное, глубокое содержание произведения искусства, в котором мир воплощается в высоких образах, приподнятых над бытом, и потому требует при восприятии сосредоточенности, умосозерцания, особой культуры восприятия.

«Духовность . есть творческая сила, — писал В. Зеньковский, — определяющая новое качество жизни . Духовная жизнь есть жизнь, она полна динамизма и движения, разум и свобода в человеке, чувства и активность его, раскаяние в грехе и надежда на лучшее, все, все в нас светится и держится сверхвременным началом, которое сияет не только на вершинах психической жизни, но и в элементарных ее формах, во всем развитии души».

В последние годы на проблемах духовности концентрируется внимание многих ученых, философов, публицистов. Так, Т. Турина в статье «Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект» пишет о возврате к духовным ценностям, носящим общечеловеческий, универсальный характер, и потому они «служат объединяющим началом для верующих и неверующих». Автор определяет шкалу религиозных ценностей: доброта, справедливость, мудрость, отношение к бессмертию, счастье, смирение, добродетель, милосердие, всепрощение, покой, радость, обретение внутреннего мира, справедливость, требовательность к себе, уступчивость, снисходительность, терпимость, признание прав и достоинств других людей, добросовестность, инициативность, дисциплинированность, чувство долга, ответственность — то есть те качества, которые требуют определенных внутренних усилий, воли, самоотверженности. Снижается значимость таких качеств, как способность к конкуренции, соперничеству, тщеславие. Труд является важной составляющей.

Интересна разработка этого вопроса в документах, подготовленных Советом по национальному обучению в Англии. Его председатель — профессор Дэвид Л. Пэскел в статье «Духовное и моральное развитие» пишет: «Категория «духовное развитие» рассматривается нами как нечто фундаментальное в процессе становления человека в человеке, как нечто, не всегда выраженное языком повседневности и тем более не всегда зависящее от физических ощущений. Духовное развитие, несомненно, связано с проблемой взаимоотношений людей, а для верующих – с проблемой отношения к Богу. Оно также определенно связано с вечными поисками личной уникальности и неповторимости, с нашей реакцией на такие требующие глубокого осмысления проблемы бытия, как смерть, страдание, красота, добро и зло. Оно имеет прямое отношение к поиску смысла и цели жизни, основных жизненных ценностей и ориентиров».

«Зная на своем личном опыте, что дает воспитание, я считаю, что в школе нужно ввести предмет « Основы православной культуры», потому что вся наша культура основана на христианских ценностях, и каждый культурный человек должен знать основы своей культуры. Это его обязанность. Нам говорят, что у нас много людей, исповедующих ислам или другие религии, но я думаю, что и они должны знать основы культуры то страны, в которой живут» - Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Сравним далее толкование понятия «духовный» С. Ожеговым и В. Далем. В «Словаре русского языка» С. Ожегова читаем: «Духовный. 1. Относящийся к области умственной деятельности, к области духа. 2. Церковный, относящийся к духовенству». На два значения слова «духовный» указывает и В. Даль: «Все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». В обоих толкованиях «духовного» определяется два аспекта, соответственно двум мировоззрениям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования
Сегодня уже стало аксиомой, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, формирование ценностного отношения к окружающему миру и действительности, на осн ...

Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе
Отличительной чертой XXI века является то, что он назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», т. е. знание не только одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности в информационном (постиндустриальном) обществе, Следовательно, важнейшим требованием к уровню и качеству ...

История исследования одежды русских крестьян Южного Алтая
Народная одежда, характеризуясь такими признаками как устойчивость и массовость, относится к тому культурному слою, который принято именовать "традиционно-бытовым". Традиционная одежда складывается на протяжении всей многовековой истории народа и передается из поколения в поколение, обесп ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru